Главная » 2016 » Ноябрь » 27 » Познавательные игры
20:23
Познавательные игры


Познавательные игры открывают ребенку окно в мир знаний.  Они помогают детям закрепить знания, полученные на уроках, сформировать положительное отношение к учебе.

 Познавательная деятельность требует интеллектуальных усилий, анализа, размышлений. Это также является своеобразной подготовкой для предстоящей тематической аттестации и проведения Олимпиадных заданий.

Решение игровой задачи требует смекалки, сообразительности, нестандартного творческого мышления.

Среди большого разнообразия игр, вызывающих интерес у младших школьников, я отмечаю ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ.

Познавательные и развивающие игры для учащихся 3-4 классов

Подготовила учитель начальных классов Кокотова Т.В.

Предлагаю некоторые интеллектуально - развивающие игры, которые я провожу в группе продленного дня - “ИГРЫ СО СЛОВАМИ И БУКВАМИ”. Они помогают детям закрепить знания, полученные на уроках, сформировать положительное отношение к учебе.

 

1. “Гласные-близнецы”

 

Предлагаю учащимся поработать со словарем и найти слова, содержащие две или три одинаковые гласные. Дети находят и записывают слова:

 

БАРАБАН, САХАР, ЗАВТРАК, ОКОЛО, МОЛОТОК, ВЕЧЕР, БЕРЕГ, ФИНИКИ, КАРАВАН…

 

2. “Зашифрованное слово”

 

Эта игра помогает детям закрепить умение делить слова на слоги и составлять из них новые. На доске записаны слова: АВТОР, ТОВАРИЩ, МОТОР, БИЛЬЯРД.

 

Задание: из каждого слова взять только первые слоги и записать полученное (АВ-ТО-МО-БИЛЬ)

 

Возможны и другие виды заданий, когда из первого слова берется первый слог, а из второго-второй, а из третьего - третий.

 

Например: УРОЖАЙ ПОЧЕМУЧКА САДОВНИК (У - ЧЕ - НИК)

 

3. “Третий лишний”

 

Эту игру можно проводить с первого по четвертый класс.

 

Дается три слова. Например: ПТИЦЫ ЛИСИЦА ОГУРЕЦ. Учащиеся сравнивают данные слова по различным признакам, находят “лишнее” слово, которое им не соответствует.

 

От класса к классу работа усложняется. Количество пунктов, по которым сравнивают слова, заметно увеличивается. В третьих и четвертых классах рекомендую проводить более сложную игру на “выбывание слов”.

 

Например: на доске записаны слова СТОИТ БЕЖАТЬ ВИДИТ РЕШАЛ РИСОВАЛИ ПИШЕТ. Дети анализируют написанное и ищут то единственное слово, с которого необходимо начать игру, например: БЕЖАТЬ - единственный глагол, стоящий в неопределенной форме и т.д.

 

Эти занятия формируют у ребенка умение нестандартно мыслить, закрепляют в игровой форме знания, полученные на уроках.

 

4. “Наборщик”

 

В начале игры произвольно подбирается слово. Из букв выбранного слова составляются (набираются) другие слова. Выполняемые действия напоминают работу наборщика в типографии. Выигрывает тот, у кого окажется больше набранных слов.

 

Например, из набора букв слова СВЕРЛО можно составить слова СЕЛО ЛОВ РОВ ВОР СЕВ ВЕС ВЕСЛО

 

5. “Флот помог”

 

Запишем четыре слова ПЕНА ШАР БОР МЕТР. А рядом еще одно — ФЛОТ.

 

Из слова ФЛОТ будем брать по одной букве, и добавлять в конец какого-то из четырех слов. У вас должны получиться новые слова.

 

6. Большое внимание необходимо уделять обогащению словарного запаса. “Найди друзей”

 

Написаны два столбика слов. К словам левого столбика надо найти близкие по смыслу слова из правого.

Алфавит                     аккуратный

Огонь                         алый

Шалун                        скакать

Чистый                       азбука

Конница                     пламя

Прыгать                     озорник

Бросать                      кавалерия

Красный                     кидать

7. “Какие слова”

 

Переставьте буквы так, чтобы вышло слово: ОДМ ВОРД ВАРТА ЦОВА КУТА ЕЛОНЬ СУТК АВИ КОКАШ.

 

Ответ: дом двор трава овца утка олень куст ива кошка.
 

Такие интеллектуально-развивающие игры я провожу на занятиях “В помощь учению”.

 

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности детей на занятиях самоподготовки в группе продленного дня дает большие возможности для целенаправленного формирования творческих способностей младших школьников, и обеспечивают интересное и максимально полезное пребывание учеников в группе продленного дня.

 

Эта работа обеспечивает формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных действий как основы умения учиться.

«Разноцветные» загадки

 

(В загадках встречаются названия цвета предмета, который нужно отгадать.)

 

Сам алый, сахарный,

Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз.)

 

Русская красавица

Стоит на поляне

В зеленой кофточке,

В белом сарафане. (Береза.)

 

Красные лапки,

Щиплет за пятки.

Беги без оглядки. (Гусь.)

 

Черен, а не ворон,

Рогат, да не бык,

Шесть ног без копыт. (Жук.)

 

Зимой белый,

летом серый. (Заяц.)

 

С ветки на тропинку,

С травки на былинку

Прыгает пружинка —

Зеленая спинка. (Кузнечик.)

 

Рыжая птичница в курятник пришла,

Всех кур пересчитала, с собой унесла. (Лиса.)

 

Я бел как снег,

В чести у всех

И нравлюсь вам,

Во вред зубам. (Сахар.)

 

Желтый одуванчик

По двору идет.

Желтый одуванчик

Зернышки клюет. (Цыпленок.)

 

Само с кулачок,

Красный бочок,

Потрогаешь — гладко,

Откусишь — сладко. (Яблоко.)

 

Он желтый и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей. (Песок.)

 

В огороде на дорожке

Стоит солнышко на ножке,

Только желтые лучи

У него не горячи. (Подсолнух.)

 

Белые горошки

На зеленой ножке

Я весною встретила

На лесной дорожке. (Ландыш.)

 

Я красна, я кисла,

На болоте я росла,

Дозревала под снежком.

Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква.)

 

Огромный желтый глаз сияет

В небесной синеве,

А маленький глазок

Сидит в густой траве.

Большой же очень рад:

«Внизу мой младший брат!» (Солнце и одуванчик.)

 

Золотист он и усат, В ста карманах сто ребят. (Колос.)

 

Летом — в огороде,

Свежие, зеленые,

А зимою — в бочке,

Крепкие, соленые. (Огурцы.)

 

Синий мундир,

Теплая подкладка,

А в серединке — сладко. (Слива.)

 

Над цветком порой замрет

Разноцветный вертолет,

На былинке посидит,

Вдруг вспорхнет и улетит. (Стрекоза.)

 

 

Задания на логическое мышление

 

4 класс

  1. В каждом ряду вычеркни слово, которое по смыслу не подходит к остальным словам.

Треугольник, отрезок, длина, квадрат, круг.

Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.

Тёмный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

 

  1. Среди букв спрятались слова. Найди их и подчеркни.
  2.  

 

  1. К фразеологизмам напиши слова- определения.

Делать из мухи слона_____________

Вывести на чистую воду_________________

Внести свою лепту___________________

Зарубить на носу_____________________

Морочить голову______________________

 

  1. Восстанови деформированные слова.
  2.  
  3.  
  4.  
  5.  
  6.  
  7.  

 

  1. Подбери слова- антонимы.

Радость- ___________

  •  
  •  
  •  

 

  1. Поставь ударение в словах.

Петля, сироты, статуя, ворона, камбала, звонит, магазин, портфель, каталог.

 

7.Подбери существительное, прилагательное, глагол, чтобы в каждом из них были приставка, корень, суффикс, окончание. Выдели все части слова.

8.Разбери по членам предложение, выпиши слова парами.

В лесной глуши раздавался громкий рёв лося.

Просмотров: 617 | Добавил: Ольга_Варуша | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar