Страница социального педагога

Безвыходных ситуаций нет

На самом деле тупиковые ситуации случаются в жизни достаточно редко. К по-настоящему кризисным можно отнести вещи, связанные с угрозой жизни и здоровью. Но подумайте, так ли часто вы попадаете в подобные условия? В остальных случаях выход есть. Другой вопрос, какой это выход, насколько он нас устраивает и на что мы готовы или не готовы пойти, чтобы решить проблему. Безвыходная ситуация в нашем понимании — это тупик. Но на самом деле мы просто не хотим искать выход, смиряемся с участью и психологически принимаем ее. В любом случае, прежде чем ставить диагноз «выхода нет», нужно как следует разобраться, что мы в силах сделать.

1. Отмечать даже маленькие положительные подвижки

Нас пугают провалы, а маленькие или даже значительные успехи ускользают из зоны нашего внимания. Как раз концентрация на негативе и приводит в итоге к выводу, что выхода нет и искать его бесполезно. Если вам так кажется, измените ход мышления. Заостряйте внимание сначала усилием воли на своих успехах, а потом это придет само собой. Вы проснулись утром, вы видите этот мир, вы можете ходить и предпринимать какие-то шаги для решения проблемы. Это уже своего рода достижение, ведь есть люди, у которых нет и этого. Позвольте себе радоваться простым вещам. Это  простимулирует позитивное мышление. Вы будете искать решение уже с другим настроением и психологическим посылом.

2. Переориентировать внимание на что-то другое

Находясь внутри проблемы, мы думаем только о ней. Все мысли и эмоции сконцентрированы вокруг негативного события. Наш мир сжимается до узкого тоннеля, в котором не видится никакого огонька надежды. В этих условиях полезно будет расширить горизонты. Сделать это станет возможным, если вы станете заполнять «провал» положительными переживаниями. Не стоит придумывать что-то сложное и энергозатратное. Ищите мелочи, которые порадуют вас прямо сейчас: чашечка любимого напитка, прогулка по красивому, умиротворяющему месту, встреча с другом, новое хобби, песня, которая вызывает мурашки по коже. Подойдет абсолютно все, что несет в себе положительный заряд. Вы увидите, ваша безвыходная ситуация имеет много разветвленных выходов, стоит лишь переключить внимание.

3. Посмотреть на проблему под другим углом

Мы не живем только в одной системе координат. Проблема может лежать в одной плоскости, а решение — совсем в другой. Все, что вам нужно — развернуться и посмотреть на ситуацию с другой стороны.

4. Поговорить с тем, кто поддержит или найдет корень проблемы

Нет ничего хуже, чем оставаться наедине со своими мыслями и чувствами, когда в жизни беспросветная тьма. Замыкаясь в себе, мы блокируем поиск выхода. При возможности поговорите с тем, кто уже сталкивался с подобной проблемой, можно даже записаться в группу поддержки, расспросите знающих людей. Уверены, они многое прояснят по вашему вопросу и не исключено, что дадут дельный совет. Да и просто дружеская поддержка может оказаться тем самым спасительным плотом, который вынесет вас в спокойные воды. Может, друг сможет открыть вам глаза на то, что ваша безвыходная ситуация — это дело нескольких минут.

5. Помнить: немногое в этой жизни долго бывает важным

Подключите воображение и представьте себя через год, пять, десять лет… Как вы видите свою нынешнюю проблему? Действительно ли она столь велика и неразрешима или вы просто стоите на грани того, чтобы сдаться под давлением обстоятельств. Поразмышляйте в этом ключе. Так вы яснее и объективнее оцените происходящее.

Ответственное родительство

Будущее наших детей напрямую зависит от нас, взрослых – родителей и педагогов и того, с какой долей ответственности мы подойдем к вопросу их воспитания.

Семья и школа - это два социальных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка.

В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье формируются основные черты характера ребенка, его привычки. И каким будет ребенок, благополучным или нет, зависит от родителей, т.к. к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский утверждал

«В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы».

Однако зачастую семья передает эстафету воспитания школе, тем самым, самоустраняясь от процесса воспитания ребенка, как личности.

В функции школы входит информирование, поддержка учащихся и родителей, в свою очередь семья должна реагировать и помогать школе.  Родителям и школе нужно искать и находить в ребенке, что-то хорошее и индивидуальное и совместно работать над развитием.

Большинство мам и пап стремятся думать и заботиться о своем ребенке. Но каждый ли является ответственным родителем? Ведь доброта и забота – совсем не то же самое, что ответственность. Что же важно, когда ты – родитель?

Наверняка каждый родитель в какой-то момент жизни задается вопросом, насколько хорошо он исполняет свои родительские функции, сможет ли он сделать своих детей счастливыми. Этот вопрос порождает большое количество тревог и сомнений. Зачастую остается непонятным, что же должны делать мамы и папы, чтобы быть «хорошими».

Что же такое ответственное родительство?

В обществе существует мнение о том, что с ребенком обязательно надо дружить. Таким образом, понятие родительской ответственности часто подменяется понятиями доброго отношения, заботы и расположения к ребенку – это, несомненно, важные компоненты родительства, но недостаточные.

По мнению специалистов, ответственный родитель, в первую очередь, – зрелый человек, способный отвечать за свои поступки и за свою жизнь, ведь, если этого нет в отношении самого себя, как можно говорить об ответственности за маленького человека - ребёнка? Являясь зрелой личностью, человек в состоянии обеспечить себя работой, жильем и создать благоприятные условия для развития ребенка.

Итак, ответственное родительство это, прежде всего, сбалансированность разных сторон воспитания:

Коммуникативная сторона – это регулярное общение с ребенком. В условиях современного мира, полного опасностей и соблазнов, родитель должен быть всегда в курсе того, что происходит в жизни ребенка – его интересов и предпочтений, по возможности разделять их и иметь на него влияние.

Эмоциональная сторона – родитель должен быть готов не просто слушать ребенка и говорить с ним на важные темы, стараясь избегать оценок в суждениях и осуждения, но выступать в роли помощника и советчика, вызывать в ребенке ответную реакцию, давать ему возможность обсуждать проблемы и делиться своими переживаниями.

 Экономическая сторона – сейчас даже обучение в государственных образовательных структурах становится все более затратным. Поэтому родитель должен иметь возможность оплачивать обучение ребенка, обеспечить его необходимой одеждой, желательно, карманными деньгами.

Охранительная сторона – сохранение и укрепление здоровья ребенка, что в условиях современного российского общества становится очень актуальным и полностью ложится на плечи родителей;

Нормативная сторона – родителю необходимо выступать в роли эксперта, обладающего опытом общения с социальными институтами. Это означает, что ребенка надо учить следовать правилам, установленным обществом, в котором он живет.

Духовная сторона – способность привить ребенку базовые жизненные ценности, такие как семья, культура. Родители должны научить ребенка ценить свои жизнь и здоровье. Дети, как известно, сильно подвержены влиянию сверстников, информационных ресурсов и окружающих взрослых, будь то положительный или негативный опыт. Поэтому в детском возрасте особенно важно наличие рядом взрослых, которые хранят духовное наследие и в состоянии передавать его своим потомкам. Ведь, не имея собственного мнения и понятия о том, что есть зло, а что добро, не умея самостоятельно анализировать ситуацию и принимать решения, ребенок легко может стать объектом манипуляции.

Задачи ответственного родительства:

Специалистами был проведен опрос, в ходе которого было выявлено, что сами родители важными задачами ответственного родителя считают:

• сохранение здоровья и жизни ребенка;

• материальное обеспечение – обеспечить ребенка одеждой, питанием, дать ему достойное образование;

• находить время для ребенка, уделять ему внимание, проводить досуг вместе.

Последнюю задачу родители обычно называют в последнюю очередь и не уделяют ей достаточного внимания, считая, что обеспечивая ребенка материально, они уже полноценно выполняют свою родительскую функцию. В ход идут объяснения, подкрепленные тем, что взрослые большую часть времени проводят на работе, стараясь обеспечить достойную жизнь своим детям, и на общение у них просто не остается ни сил, ни времени. Но необходимо помнить, что это крайне важная составляющая ответственного родительства, и часто для ребенка семейный поход в кино в разы ценнее покупки новой игрушки. Позже, в подростковом возрасте, отдаляясь от семьи, погружаясь в свои субкультуры, в объяснениях ребят проскальзывает обида на маму с папой, нередко они говорят о том, что «родители только и делали, что работали, рядом их не было, а сейчас они мне уже не нужны».

Кроме этого немаловажными задачами являются:

Предупреждение родителями развития пагубных привычек у детей, путем развития духовного и нравственного компонентов, создавая доверительную обстановку в семье. Разговаривая про курение и алкоголь, очень важно не создавать «искусственный ажиотаж» вокруг этой темы, поощрять стремление ребенка делиться своими размышлениями на эту тему, знать, в какой компании он проводит свое свободное время.

Умение оказать поддержку и защитить в сложных ситуациях. Дети очень уязвимы, они обладают подвижной нервной системой, впечатлительны и часто все воспринимают очень остро. Поэтому сложной в детском возрасте может быть любая ситуация, которая ребенка заставит переживать более интенсивные эмоции, чем обычно, даже если родителям кажется, что это сущий пустяк. Родители должны постараться избегать фразы «не стоит расстраиваться из-за такой мелочи», вместо этого стоит признать право ребенка на его чувства – будь то разочарование, злость, обида, и помочь ему справиться.

Собственным примером учить ребенка стойкости и упорству, прививать трудолюбие и любовь к учебе.

Факторы, определяющие ответственного родителя

Прочная, дружная семья, воспитывающая детей на основе преемственности поколений. Важным моментом являются супружеские отношения в семье, если в семье оба родителя, удовлетворенность браком и отношениями в нем. Родителям стоит выделять время на совместный досуг, ведь счастливые, любящие, понимающие родители – залог спокойствия любого ребенка.

Духовно-нравственное благополучие. Оно предполагает умение родителей донести до ребенка духовно-нравственные и национальные ценности, которые должны быть основаны на понимании различия добра и зла, лжи и истины. Именно они должны впоследствии стать основополагающими в отношениях между людьми, в семье и обществе.

Внимательное отношение к состоянию здоровья членов семьи. Ответственный родитель должен внимательно следить и за своим здоровьем, проходить ежегодно медицинский осмотр с целью ранней диагностики заболеваний, поддерживать свое здоровье на должном уровне. Ведь воспитание ребенка требует большого количества сил, а при отсутствии здоровья их взять просто неоткуда.

Социально-бытовое благополучие, материальное благополучие. Для гармоничного развития ребенку необходимо создать развивающую среду, что в отсутствии данного фактора невозможно. Это обусловлено тем, что в условиях современного общества большинство услуг, связанных с образованием и развитием, оказывается на платной основе.

Отсутствие хронических семейных конфликтов – между родителями и ребенком, в супружеской подсистеме, между поколениями – с бабушками и дедушками. Ребенок, как правило, в семейной ситуации выступает в роли «хранителя спокойствия», очень болезненно переносит любые конфликты и старается всячески их разрешить. При этом основные задачи развития, свойственные данному возрасту, отходят на второй план. Ребенок полностью погружается в семью, в качестве симптома могут выступать такие проявления как неуспеваемость, уходы из дома, непослушание и протестное поведение и т. д.

Единый подход к воспитанию ребенка со стороны обоих родителей. Дети очень тонко чувствуют любое несоответствие. И в случае, если папа строгий, а мама все разрешает, он быстро научится лавировать и проблемы с поведением неизбежно появятся. Для ребенка очень важно, чтобы в вопросах воспитания все члены семьи были крайне последовательны и постоянны. Установленные правила должны быть приняты родителями совместно и соблюдаться всей семьей – это закладывает фундамент семейной иерархии. В случае несогласия мамы и папы в каком-то вопросе, это стоит обсуждать в отсутствии ребенка, иначе есть риск зародить в ребенке сомнения и тревогу.

Здоровый образ жизни семьи – только своим примером родители могут привить ребенку любовь к спорту и хорошие привычки.

Легко ли в наше время быть ответственным родителем? В условиях современного мира, когда зачастую каждый день расписан по минутам и родители приходят домой лишенными сил. И все же необходимо найти время для общения с ребенком.

Ведь для того, чтобы быть ответственным родителем нужно уделять ребенку не так много времени. Посвящайте общению с любимым чадом хотя бы полчаса ежедневно.

Для младшего школьника важно чувствовать, что с началом нового этапа он стал не просто учеником с кучей домашних заданий, а остался любимым ребенком. Полезно в выходные устраивать семейные прогулки в парк или культурные походы в театр, цирк, зоопарк и т.д., продолжать играть с ребенком и слушать его.

Подросткам в этот непростой период их жизни необходимо ощутить участие и понимание взрослых. В этом возрасте очень опасно упускать ребенка из-под своего влияния, есть риск попасть в зону отчуждения и потерять родительский авторитет.

Авторитет родителей является важным условием воспитания детей в семье. Любовь к родителям и уважение к ним, признание их авторитета далеко не всегда совпадают. Чаще всего использование родителями двойной морали: одной - для окружающих, другой - для «повседневного пользования» в быту, в семейной жизни разрушает их авторитет.

Скажите, когда вы были маленькими, было ли такое, чтобы родители запрещали вам делать что-то такое, что сами делали? Например, папа курил сигареты и говорил, что курить — вредно? Или мама кричала на вас и на папу, но запрещала вам кричать самому, так как это неправильно? Или более «благородный» вариант, когда родители говорят детям, что нехорошо обсуждать недостатки других людей, а сами смакуют с удовольствием проблемы других людей. И можно привести ещё много примеров таких двойных стандартов.

А ребенок наблюдает родителей чаще именно в повседневной жизни и не может не замечать, что родители иногда позволяют себе то, за что осуждают других. Разрушает авторитет родителей и уверенность, что дети не имеют права критиковать их поступки, что детей они наказывают только справедливо, их указания не обсуждаются и должны беспрекословно выполняться. В действительности авторитет отца и матери только повысится, если у них хватит мужества признаться в своей ошибке и неправоте. Такое поведение взрослых доказывает их действительное уважение к ребенку и вызывает с его стороны такое же уважение. Справедливость, искренность, честность в отношениях с собственными детьми и окружающими людьми - вот основа родительского авторитета. 

Неплохо с момента появления у ребенка осознанности завести ежедневные семейные ритуалы, например, вечерние чаепития, когда вся семья собирается за одним столом, и каждый может поделиться впечатлениями о прожитом дне и своими размышлениями. Это поможет быть в курсе событий, происходящих в жизни ребёнка, а также передать в ненавязчивой форме опыт старших поколений.

Размышляя о будущем наших детей, мы всегда хотим для них лучшего. Мало кто мечтает, чтобы его ребенок вырос пассивным, не готовым преодолевать трудности, неуверенным в себе и ведомым. Страшно представить – но именно такими лепит людей из податливого детского материала неправильное воспитание.

Только осознанно подходя к вопросу семьи и родительства, мы сможем вырастить своих детей счастливыми.

СОВЕТЫ    РОДИТЕЛЯМ

 «ОБЩЕНИЕ С РЕБЕНКОМ. РАЗРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ»

1-я  с т а д и я. Услышьте проблему ребенка, позвольте ему проговорить ее. После того как ребенок убедился, что вы слышите его проблему, он гораздо более готов услышать и вашу, а также принять участие в поисках совместного решения.

2-я  с т а д и я. Начинается с вопроса: «Как же нам быть?».

После этого надо обязательно дать возможность ребенку предложить решение (или решения) первым и только затем предложить свои варианты. При этом ни одно, даже самое неподходящее с вашей точки зрения предложение не отвергается с места.

3-я  с т а д и я. Оценка предложенных решений и выбор лучшего.

Каждый вариант решения обсуждается совместно. «Стороны» уже знают интересы каждого участника и относятся к ним с уважением. Если в выборе лучшего решения участвует несколько человек, то «лучшим» считается то, которое принимается единодушно.

4-я  с т а д и я. Детализация принятого решения.

Предположим, все члены семьи, включая ребенка, решили, что он уже «большой» и ему пора самостоятельно вставать, завтракать и выходить в школу. Это освободит маму от ранних хлопот и даст ей возможность выспаться. Однако одного решения мало. Надо передать ребенку будильник, научить им пользоваться. Может быть, в течение первых дней побыть с ним вместе: показать, где что лежит в холодильнике, как разогревать завтрак и т. п. По этому поводу можно даже заключить «двусторонний договор».

5-я  с т а д и я. Выполнение решения. Контроль.

Если ребенку предстоит что-то делать регулярно (мыть посуду, покупать хлеб и т. д.), то на первых порах возможны и срывы. Не стоит пенять при каждой неудаче, лучше подождать несколько дней. В удобный момент, когда есть время у него и у вас и никто не раздражен, можно спросить: «Ну, как у нас идут дела? Получается ли?». Лучше, если о неудачах скажет сам ребенок. Возможно, их будет слишком много. Тогда стоит уточнить: как он считает, в чем беда? Может быть, чего-то не учли, может быть, нужна какая-то помощь, или он бы предпочел другое, более ответственное задание.

Как начать применять этот метод?

Начать лучше всего с общего разговора о нем в семье. Это хорошо делать, собравшись вместе, в стиле спокойной беседы.

Что здесь требует особого внимания?

Прежде всего надо, чтобы вы действительно хотели идти навстречу интересам ребенка! Предложенная «техника» лишь облегчает появление этого желания, но не заменяет его. Ваш главный помощник – активное слушание.

Часто, едва взрослый начинает активно слушать ребенка, острота назревающего конфликта отпадает. То, что вначале казалось «простым упрямством», становится заслуживающей внимания проблемой. И возникает готовность пойти навстречу.

В добрый путь и удачи вам!

Уважаемые родители! Информируем Вас о том, что в лицее работает социальный педагог. 

Социальный педагог - это педагог, который создает благоприятные условия для социального саморазвития учащихся, обеспечивает взаимодействие между семьей, образовательным учреждением, в котором обучается ребенок и другими организациями, занимается защитой прав детей, оказывает помощь детям и их семьям по разрешению конфликтных и социально сложных ситуациях, представляет защиту интересов детей и их семей в различных государственных службах и общественных организациях.
Основной задачей социального педагога школы является социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития и обучения ребенка, установление связей и партнерских отношений между семьей и школой.

Если у Вас возникли вопросы по социальной защите прав детей, Вы можете обратиться к социальному педагогу лицея "Мечта" Татьяне Васильевне . Вы также можете посетить группу социального педагога для ознакомления с дополнительной информацией.  https://vk.com/public206815145

Консультации родителей
Вторник 13.00 – 15.30
Пятница 13.00 – 14.30

Информация от социального педагога для учащихся, родителей и педагогов

#деньинвалида
Правила общения с людьми, имеющими инвалидность
• Когда вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку: даже те, кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку — правую или левую, что вполне допустимо.
• Если вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. Сдержите все негативные эмоции, если Ваша помощь отвергнута.
• Обращайтесь со взрослыми инвалидами как со взрослыми людьми: адекватно и вежливо.
• Не смущайтесь, если случайно допустили оплошность, сказав "Увидимся" или "Вы слышали об этом...?" тому, кто не может видеть или слышать.
• Если сомневаетесь как правильно вести себя с инвалидом, рассчитывайте на свой здравый смысл и способность к сочувствию. Открыто спросите, чем можете помочь.

Принципы общения с человеком, использующим кресло-коляску
• Инвалидная коляска — неприкосновенное пространство человека, не облокачивайтесь на нее, не толкайте, не вешайте на нее свои вещи без разрешения. Начать катить коляску без согласия инвалида - то же самое, что схватить и понести человека без его разрешения.
• Если вам разрешили передвигать коляску, сначала катите ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия.
• Не надо хлопать человека, находящегося в инвалидной коляске, по спине или по плечу.
• Если возможно, расположитесь так, чтобы ваши лица были на одном уровне. Избегайте положения, при котором вашему собеседнику нужно запрокидывать голову.
• Если существуют архитектурные барьеры, предупредите о них, чтобы человек на кресле-коляске имел возможность принимать решения заранее.
• Помните, что, как правило, у людей, имеющих трудности при передвижении, нет проблем со зрением, слухом и пониманием.
• Не думайте, что необходимость пользоваться инвалидной коляской - это трагедия. Это способ свободного (если нет архитектурных барьеров) передвижения. Есть люди, пользующиеся коляской, которые не утратили способности передвигаться с помощью костылей, ходунков, трости. Коляски они используют для того, чтобы экономить силы и быстрее передвигаться.

Принципы общения с человеком, имеющим умственные нарушения
• Используйте доступный язык, выражайтесь точно и по делу.
• Избегайте словесных штампов и образных выражений, если только вы не уверены в том, что ваш собеседник с ними знаком.
• Не говорите свысока. Не думайте, что вас не поймут.
• Говоря о задачах или проекте, рассказывайте все «по шагам». Дайте вашему собеседнику возможность осознать каждый шаг после объяснения.
• Исходите из того, что взрослый человек с задержкой в развитии имеет такой же опыт, как и любой другой взрослый человек.
• Будьте готовы повторить несколько раз.
• Сложную информацию напишите. Изложите суть вашего разговора на бумаге и предложите вашему собеседнику обсудить это с родными.
• Наиболее распространенная ошибка при взаимодействии с такими людьми – смотреть на человека с задержкой психического развития, как на неспособного вас понять. Это не так, определенный уровень информации доступен для него, и лучше позаботиться о том, чтобы сведения, которые вы сообщаете собеседнику, соответствовали этому уровню, тогда вам удастся построить эффективное взаимодействие.
• Помните, что люди с задержкой в развитии дееспособны и могут подписывать документы, контракты, голосовать, давать согласие на медицинскую помощь и т.д.

Принципы общения с неслышащим человеком или человеком, имеющим нарушения слуха
• Смотрите прямо на собеседника. Не затемняйте свое лицо и не загораживайте его руками или волосами. Ваш собеседник должен иметь возможность следить за выражением вашего лица.
• Некоторые люди могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. В этом случае говорите более громко и четко, подбирая подходящий уровень. В другом случае понадобится лишь снизить высоту голоса, так как человек утратил способность воспринимать высокие частоты.
• Говорите ясно и ровно. Не нужно излишне подчеркивать что-то. Кричать, особенно в ухо, тоже не надо. Спросите, не будет ли проще переписываться.
• Не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Если ваш собеседник обладает этим навыком, помните, что только три из десяти слов хорошо прочитываются. Старайтесь не улыбаться, улыбка искажает артикуляцию
• Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека или же помахать рукой.
• Убедитесь, что вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли вас собеседник.
• Глухие люди используют язык жестов. Если вы общаетесь через переводчика, обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.
• Нарушения слуха часто сопровождаются затруднениями речи. Убедитесь, что вас поняли. Спросите, понял ли вас собеседник.

Принципы общения с незрячим человеком
• Обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он вас не видит, а не к его зрячему компаньону.
• Всегда называйте себя и представляйте других собеседников, а также остальных присутствующих. Если вы хотите пожать руку, скажите об этом.
• Когда вы общаетесь с группой незрячих людей, не забывайте каждый раз называть того, к кому вы обращаетесь.
• Не заставляйте вашего собеседника вещать в пустоту: если вы перемещаетесь, предупредите его.
• Если вы собираетесь читать незрячему человеку, сначала предупредите об этом. Не пропускайте информацию, если вас об этом не попросят.
• Если это важное письмо или документ, не нужно для убедительности давать его потрогать. При этом не заменяйте чтение пересказом. Когда незрячий человек должен подписать документ, прочитайте его обязательно. Инвалидность не освобождает слепого человека от ответственности, обусловленной документом.
• Когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте руку на спинку стула или подлокотник. Не водите по поверхности его руку, а дайте ему возможность свободно потрогать предмет.
• Вполне нормально употреблять слово «смотреть». Для незрячего человека это означает «видеть руками».
• Избегайте расплывчатых определений и инструкций, выражений вроде «Стакан находится на столе». Старайтесь быть точными: «Стакан посередине стола».
• При сопровождении - направляйте человека, не стискивайте его руку, идите так, как вы обычно ходите. Не нужно хватать слепого человека и тащить его за собой.
• Если вы заметили, что незрячий человек сбился с маршрута, не управляйте его движением на расстоянии, подойдите и помогите выбраться на нужный путь.
• При спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к ним. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений. При сопровождении незрячего человека не закладывайте руки назад — это неудобно.
• Опишите кратко, где вы находитесь. Предупреждайте о препятствиях: ступенях, лужах, ямах, низких притолоках, трубах и т.п. , стараясь четко определить их местоположение (например, «в трех шагах прямо по движению будет невысокий порог".

Принципы общения с людьми, имеющими ярко выраженные внешние отличия
• Общайтесь так же, как с любым другим человеком, но не смотрите пристально.
• Помните, что внешность у человека может быть и не обычной, но на самом деле он больше ничем от других не отличается.
• Сконцентрируйтесь на том, что он ГОВОРИТ и отвечайте.

"Эмоции и поведение"

Между эмоциями и поведением существует тесная корреляция. Эмоции играют важную роль в формировании наших реакций и действий, влияя на то, как мы взаимодействуем с окружающим миром.
1. Эмоции влияют на мотивацию: Эмоциональное состояние может вдохновлять и мотивировать на определенные действия. Например, когда мы чувствуем радость или восторг, мы склонны проявлять энергию и активность; когда мы испытываем гнев или стресс, мы можем быть склонны к борьбе и защите.
2. Эмоции влияют на принятие решений: Эмоции могут оказывать влияние на наше принятие решений. Например, когда мы испытываем страх, мы можем быть склонны к избеганию рискованных действий. С другой стороны, когда мы чувствуем уверенность или воодушевление, мы можем быть склонны брать на себя больше риска.
3. Эмоции влияют на коммуникацию: Наши эмоциональные состояния могут оказывать влияние на нашу вербальную и невербальную коммуникацию. Например, когда мы чувствуем счастье, мы можем быть более открытыми и энергичными в своих выражениях; когда мы испытываем грусть или разочарование, мы можем быть более сдержанными или пассивными.
4. Эмоции влияют на межличностные отношения: Наши эмоциональные состояния могут влиять на то, как мы взаимодействуем с другими людьми. Например, когда мы чувствуем симпатию или сострадание, мы можем быть более внимательными и заботливыми к другим людям; когда мы чувствуем злость или раздражение, мы можем быть более агрессивными или враждебными.
5. Эмоции влияют на психическое и физическое благополучие: Исследования показывают, что эмоции могут иметь прямое влияние на наше физическое и психическое здоровье. Например, длительный стресс может привести к физическим проблемам, таким как повышенное артериальное давление или проблемы с сном.
Это лишь некоторые примеры того, как эмоции влияют на наше поведение. Взаимодействие между эмоциями и поведением очень сложно и может зависеть от множества факторов, включая контекст, индивидуальные различия и предыдущий опыт.
В целом, эмоции и поведение тесно связаны и взаимодействуют друг с другом. Наши эмоции влияют на наше поведение, а наше поведение, в свою очередь, может вызывать эмоциональные реакции. Понимание этой связи может помочь нам лучше понять и контролировать себя в различных ситуациях.
Опубликовано - 2023, 
Психолог - Татьяна Колесникова


Информационный час «Жизнь дана на добрые дела»
Порой мы часто слышим по радио и телевидению «Спешите делать добро!», «Доброта спасет мир!» А что такое доброта? А поможет нам разобраться в этом вопросе стихотворение:
Добрым быть совсем - совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, ни конфета.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта как солнце светит.
Радуются взрослые и дети.
Мы сейчас прослушали стихотворение, из которого нам стало ясно, что доброта ни пряник, не конфета, что с годами доброта не стареет и от холода согреет.
Так что же такое доброта?
– Это все хорошее, доброе, красивое, теплое. Доброта – это все положительное, полезное. Доброта – это солнышко, которое согревает душу человека

Доброта - милосердие, помощь, взаимовыручка. Доброта - отзывчивость, сочувствие, душевное расположение к людям, стремление делать хорошее другим. Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое.
Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид.
Какого человека можно назвать добрым? (высказывания детей)
– Добрый человек это тот, кто любит людей, животных, который готов в трудную минуту прийти на помощь.
– Добрый человек любит природу и бережет ее.
– Добрый человек любит птиц и помогает им выжить в зимнюю стужу.
– Добрый человек старается быть аккуратным, быть вежливым и внимательным в обращении с друзьями и взрослыми.
Добрыми мы называем таких людей, которые совершают хорошие добрые поступки для других, неважно для кого: для близких, друзей, знакомых и незнакомых. А также тех, которые призывают к хорошим взаимоотношениям.
Сказка о важности добрых дел.
Основной смысл произведения заключается в том, что дружба и помощь ближнему способны сделать человека по-настоящему счастливым. Никакие материальные ценности и развлечения не принесли девочке Жене удовольствия. Она побывала на Северном полюсе и получила миллионы игрушек. Но когда девочка использовала последний волшебный лепесток на то, чтобы вылечить хромого мальчика, она получила взамен его дружбу. Это и подарило ей настоящее счастье.
ЧЕМУ УЧИТ? Сказка Катаева учит быть добрым и отзывчивым к чужой беде. Нужно не проходить мимо и помогать ближнему, если у него появилась проблема или приключилась беда.
МОРАЛЬ Главная героиня потратила почти все свои волшебные желания на вещи, которые ей хотелось заполучить. При этом она раз за разом разочаровывалась, и не чувствовала себя счастливой. Когда у нее остался всего один лепесток, она загадала желание, которое отличалось от всех предыдущих. Она заметила, что соседский мальчик болен, и решила вылечить его. Женя сделала доброе дело и нашла друга.
Мораль в сказке сводится еще и к тому, что всегда нужно помогать своим близким и друзьям, проявлять сочувствие и не ставить себя во главе угла, т.е быть эгоистом.
Сказка и о мудрости, которой очень подчас не хватает, а чтобы добиться каких то благ в жизни, к этому нужно приложить усилия.
Не нужно обижать слабых, и чаще проявлять добрые чувства к окружающим и иногда игнорировать собственную выгоду, чтобы оказать помощь другому человеку.
Нужно тратить свои шансы и удачу не на мелочи, а на что-то действительно полезное. Можно ошибаться, но важно исправить свои ошибки – «лучше поздно, чем никогда».

Видео-лекторий «Эмоции и чувства»
Сегодня мы с вами отправимся в необычный мир – Мир Эмоций и Чувств. Мы будем говорить об эмоциях и чувствах, как они могут повлиять на здоровье человека, как научиться ими управлять, погружаться в атмосферу этой страны.
Изучать чувства необходимо, чтобы:
– уметь контролировать проявление чувств, то есть сдерживаться в случае необходимости;
– понимать себя;
– понимать окружающих;
– общаться без конфликтов.

Эмоции – это реакции человека на различные воздействия, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, возбуждения или успокоенности, напряжения или расслабления.
Чувства – это особый вид эмоций, носящих отчётливо выраженный характер и отличающихся устойчивостью. Чувства связаны с представлением о некотором объекте. Например: любовь к человеку и т. п.
Почти у всех эмоций имеется противоположность: уверенность - тревожность; радость - горе; счастье - несчастье.

1. Рекоменда