Главная » 2018 » Сентябрь » 20 » Советы психолога по адаптации пятиклассников!!!
14:45
Советы психолога по адаптации пятиклассников!!!

Ребенок переходит из начального звена школы в среднее. Некоторые родители переживают по этому поводу, и имеют на то все основания.С сентября новоиспеченного пятиклассника ждут несколько испытаний. Что может стать их результатом? Возрастет тревожность, снизится работоспособность, ребенок станет более робким, забывчивым, неорганизованным или развязным. Через 2-3 недели при нормальной адаптации все эти симптомы проходят. Давайте узнаем, что это за испытания, и как родители могут помочь их пройти.

1.Появились новые разные учителя
Учителей стало больше, и это коренное изменение для школьника. Отныне нужно понимать требования разных педагогов, подстраиваться под разнообразный темп речи, принимать индивидуальный стиль проведения уроков. Первое время такое испытание «разностью» может вызвать у ребенка испуг и растерянность.
Что делать?
Попросите ребенка нарисовать каждого нового учителя. Вместе кратко сформулируйте его требования. Например, приносить на урок циркуль или сдавать тетради с домашним заданием до урока. Подпишите требования рядом с рисунком и поместите его над детским рабочим столом.
2.Нужно переходить из кабинета в кабинет
Будучи младшеклассником ребенок четыре года подряд проводил в одном кабинете, а, возможно, и в отдельном здании. Теперь целое «школьное государство», большое и раскидистое, открывается перед маленьким пятиклассником. Нужно переходить из кабинета в кабинет после каждого урока, не ошибиться, ничего не забыть, не растерять по пути. Такое испытание «ориентировки на местности» может принести ребенку нервные треволнения.
Что делать?
Начертите схему школы с кабинетами, подписав, где проходят уроки. А потом попросите ребенкаустроить для вас экскурсию после занятий, используя эту схему. Экскурсию проводит он – а вы мягко подсказывайте, если ошибется. Под каким-нибудь предлогом попросите повторить часть экскурсии. Например, скажите, что понравился кабинет английского – предложите сходить туда еще раз.
3.«Понижается» статус
У ребенка новый статус: был четвероклассником, «самым старшим» в начальной школе, стал пятиклассником, «самым младшим» в средней школе. Это ощутимая перемена, особенно для мальчиков. Как вести себя в новом статусе, как сохранить достоинство, как выстроить новые отношения – все эти вопросы мелькают в детской голове. Не каждому легко пройти испытание «гордостью».
Что делать?
Расскажите ребенку, как вы меняли работу и с какими сложностями сталкивались. Например, как новичок выполняли мелкие поручения или не пошли на день рождения, потому что вас забыли пригласить. Подчеркните, что со временем к вам привыкли, узнали о ваших способностях и талантах. Еще можно рассказать об иерархии: младший – не значит худший, это тот, кто в начале пути, где старшие тоже были. А вот терпение и труд нужны, потому что «когда-то и ты, мой дорогой, станешь самым старшим в школе, и на тебя будут равняться младшие».
4.Учеба уходит на второй план
Примерно в 5 классе (10-11 лет) завершается период детства и начинается младший подростковый возраст. С психологической точки зрения это означает, что теперь для ребенка важнее общение, чем учеба. В поведении появляется стремление утвердить свою независимость, самостоятельность. Такая смена внутренних потребностей и ориентиров существенно влияет на мотивации обучения. Испытание «началом подросткового периода» в 5 классе может существенно сказаться на успеваемости в школе.
Что делать?
Рекомендация проста – не давите, не ограничивайте, а договаривайтесь и ненавязчиво помогайте. Скажем, обязанность показывать дневник с оценками каждую субботу – это пример родительского давления, где есть проверяющий и проверяемый. Психологически корректнее будет предложить школьнику помощь с новыми предметами или просмотр фильма про то, что они сейчас проходят. Безусловно, все дети разные – и подходы, особенно в подростковый период, к ним разные. Сделайте все, чтобы ребенок почувствовал: к нему изменилось отношение, за ним уже не следят. Это придаст чувство осознанной ответственности за свои оценки. Пробуйте, придумывайте, вы знаете своего ребенка лучше всех – ключик всегда найдется.
5.«Родители меня не понимают»
Как испытание для пятиклассника стоит обозначить также «непонимание родителей». Для них существенных перемен не происходит: та же школа, уроки, расписание, тетради, оценки и внешне ребенок еще похож на маленького. Для ребенка же перемены существенны. Все перечисленные выше испытания, вызванные как внешними и, что самое важное, внутренними, психологическими переменами, заставляют школьника вырабатывать новые привычки и навыки, подстраиваться под людей и ситуации. Именно в 5 классе начинается подростковая «ломка».Процесс сложный для всей семьи, и его не стоит игнорировать, чтобы не отдалиться друг от друга.
Что делать?
Нивелировать, предупредить отдаление можно только с помощью общения и диалога «на равных».Да, немного подыграйте ребенку. Пусть обсудит с вами, где провести отпуск, сам выберет подарок бабушке на юбилей, и даже даст советы о вашей работе. В общем, не прерывайте ниточку общения, делая его ненавязчивым, потому что ребенку сейчас, правда, интереснее с друзьями или с книгой. Но одно не исключает другого. Следите за тем, чтобы общение не пропадало и не свелось к «доброе утро» и «спокойной ночи».

Ключик к вашему ребенку – в ваших руках.

Педагог-психолог Н. С.Черных

Просмотров: 348 | Добавил: Наталья-Черных | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar