Главная » 2018 » Сентябрь » 30 » Физические задачи от ТОГИС-клуба
18:52
Физические задачи от ТОГИС-клуба

Информация о ТОГИС-технологии уже появлялась на нашем сайте. Хочу предложить ещё несколько задач из этой серии. Напоминаю, что решаются они только с помощью интернет-ресурсов ( адреса указаны в каждой задаче) или дополнительной литературы ( её перечень тоже есть в конце каждой задачи). Для того, чтобы узнать насколько правильно решена задача - прилагается культурный обзазец. Если ваше решение совпало с ним или очень близко по содеожанию - вы всё сделали верно. Если нет - попробуйте ещё раз и у вас всё обязательно получится. Удачи!

1. Задача про то, как лебедь, рак да щука везти с поклажей воз взялись

Имя задачи: Задача про то, как лебедь, рак да щука везти с поклажей воз взялись

Предмет: физика

Класс: 9

Тема: Механические явления

Профиль: Общеобразовательный

Уровень: Минимальный

Текст задачи.

Да Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав – судить не нам;

Да только воз и ныне там.

                                                                       

 

Так ли все на самом деле? Воз и ныне там?

а) Выделите ключевые слова для информационного поиска.

б) Найдите и соберите необходимую информацию.

в) Обсудите и проанализируйте собранную информацию.

г) Сделайте выводы.

д) Сравните Ваши выводы с культурным образцом.

Возможные информационные источники.

Элементарный учебник физики / Под ред. Г.С. Ландсберга. – Т. 1. – Механика. Теплота. Молекулярная физика. – 12 издание, 2000-2001.

http://fizmat.by/kursy/jelementy_mat/vektor#vektor_3

http://ru.wikihow.com/найти-равнодействующую-силу

Культурный образец

Перельман Я.И. Занимательная физика. – В 2-х книгах. – Книга 2. – М.: Наука, 1983. (http://www.eduspb.com/public/books/nauch_pop_uch/perelman_fizika2.pdf)

  • по правилам механики, строим параллелограмм, диагональ его даёт направление и величину равнодействующей. Ясно, что эта равнодействующая сила должна сдвинуть воз с места, тем более, что вес его полностью или частично уравновешивается тягой лебедя. Другой вопрос – в какую сторону сдвинется воз: вперед, назад или вбок? Это зависит уже от соотношения сил и от величины угла между ними.

Методический комментарий

При решении данной задач учащиеся должны уметь определять равнодействующую сил. Межпредметные связь вызовет у учащихся интерес к литературе. В частности – к устному народному творчеству.

    1. Спасти или не спасти

Имя задачи: Спасти или не спасти

Предмет: физика

Класс: 8

Тема: Короткое замыкание. Действие электрического тока на человека.

Профиль: общеобразовательный

Уровень: общий

Текст задачи: Несколько лет назад американский журнал опубликовал небольшую заметку о том, как на глазах толпы умирал мальчик, оказавшийся в зоне тока высокого напряжения. Подростка можно было спасти, но никто из очевидцев этой трагедии не сделал такого шага. Все были буквально заворожены картиной мучительно длящейся агонии. Попробуем войти в атмосферу этого эпизода, ведь по причине короткого замыкания любой из нас может оказаться под действием электрического тока. Какая сила тока является безопасной, а какая смертельной для человека? От чего зависит тяжесть поражения током? Можно ли было помочь мальчику и как?

 

    

Ответьте на вопросы, поставленные в задаче.

а) Выделите ключевые слова для информационного поиска.

б) Найдите и соберите необходимую информацию.

в) Обсудите и проанализируйте собранную информацию.

г) Сделайте выводы.

д) Сравните ваши выводы с культурным образцом.

Возможные информационные источники

Книги:

Эрик Роджерс. Физика для любознательных: том 3 – Электричество и магнетизм. Атомы и ядра. – 2-е изд. – М.: Мир, 1973.

Web-сайты:

http://class-fizika.narod.ru/8_29.htm

http://ru.wikipedia.org/wiki/Короткое_замыкание

http://gastert.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=100&Itemid=31

http://allforchildren.ru/why/whatis83.php

http://school.xvatit.com/index.php?title=Действие_электрического_тока_на_человека

http://www.aboutecology.ru/2/23.htm

http://allforchildren.ru/why/whatis83.php

http://www.culture.mchs.gov.ru/medical/algorithms_of_first_aid_to_victims_of_traumatic_injuries_and_urgent_situations/first_aid_for_electric_shock/

http://www.sernam.ru/book_phis_t2.php?id=64

Культурный образец

Сила тока в каком-либо участке цепи определяется по закону Ома сопротивлением участка и напряжением между его концами. При заданном напряжении она тем меньше, чем больше сопротивление данного участка. Так, например, сопротивление обычных лампочек накаливания сравнительно велико (сотни ом), и поэтому сила тока в них получается малой (несколько десятых долей ампера).

Если соединить провода помимо лампочки, то получится участок с очень малым сопротивлением и ток может сделаться весьма большим. Говорят, что в этом случае имеет место короткое замыкание. Коротким замыканием называют вообще всякое замыкание источника тока на очень малое сопротивление. Развивающиеся при коротком замыкании большие токи чрезвычайно опасны из-за раскаливания проводов, а также крайне вредны для источника тока.

 Для предохранения проводов от короткого замыкания служат плавкие предохранители. Это – тонкие медные проволочки, или, еще лучше, проволочки из легкоплавкого металла (например, свинца), вводимые последовательно в цепь тока и рассчитанные таким образом, чтобы они плавились при силе тока, превышающей то значение, на которое данная цепь рассчитана. На рис. «Действие предохранителей» показано действие предохранителей. При замыкании проводов электрической лампочки куском толстой медной проволоки 1 (короткое замыкание) предохранитель 2 мгновенно плавится и цепь размыкается.

 

 Комментарии

Данная задача может быть использована для изучения тем «Короткое замыкание. Действие электрического тока на человека» в 8 классе. Ключевые слова для поиска: зона тока высокого напряжения, короткое замыкание, действие электрического тока, безопасная и смертельная сила тока для человека, тяжесть поражения током, оказание первой помощи. Эту задачу можно отнести к общему уровню. Работа предполагает не только сбор и анализ большого количества информации, но и формирование умения объяснять бытовые электрические явления с помощью физических законов, соблюдать технику безопасности и оказывать первую помощь пострадавшим от электрического тока.

 

 

3. Как Святогор-богатырь хотел Землю поднять (задача по физике)

Имя задачи: Живая физика.

Предмет: физика

Класс: 9

Тема: Законы Ньютона.

Профиль: Общеобразовательный

Уровень: общий.

Текст задачи. В русской народной былине «Святогор-богатырь» рассказывается о богатыре большой силы, которую он не знал, где применить. Решил Святогор Землю поднять. Он искал, за что ухватиться, к чему приложить богатырские руки: «Как бы я тягу нашёл, так бы всю землю поднял!» Случай представился: богатырь нашёл на земле «сумочку перемётную», которая «не скрянется, не сворохнётся, не подымется»:

Слезает Святогор с добра коня,

Ухватил он сумочку обема рукама,

Поднял сумочку повыше колен:

И по колена Святогор в землю угряз,

А по белу лицу не слёзы, а кровь течёт.

                                                                                                          

 

Объясните происшедшее с богатырём с точки зрения физики.

А) Выделите ключевые слова для информационного поиска.

Б) Найдите и соберите необходимую информацию.

В) Обсудите и проанализируйте собранную информацию.

Г) Сделайте выводы.

Д) Сравните Ваши выводы с культурным образцом.

Возможные информационные источники.

Книги:

Кабардин О.Ф. Физика. Справочные материалы. Учебное пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1988.

Яворский Б.М., Селезнев Ю.А. Справочное руководство по физике для поступающих в вузы и самообразования. – М.: Наука, 1984.

Перельман Я.И. Занимательная физика. – М.: Наука, 1991.

Web-сайты:

http://://сlass-fizika.

    • Культурный образец

Элементарный учебник физики / Под ред. Г.С. Ландсберга. – Москва: «Наука». Главная редакция физико-математической литературы, 1985. – С. 101.

При соударении двух бильярдных шаров изменяют свою скорость, то есть получают ускорения, оба шара. Когда при формировании железнодорожного состава вагоны наталкиваются друг на друга, буферные пружины сжимаются у обоих вагонов. Земля притягивает Луну (сила всемирного тяготения) и заставляет её двигаться по криволинейной траектории; в свою очередь, Луна также притягивает Землю (тоже сила всемирного тяготения). Хотя, естественно, в системе отсчёта, связанной с Землёй, ускорение Земли, вызываемое этой силой, нельзя обнаружить непосредственно. Оно проявляется в виде приливов и отливов.

Мы привели несколько примеров сил, действующих между телами; эти примеры показывают, что силы всегда возникают не в одиночку, а по две сразу: если одно тело действует с некоторой силой на другое («действие»), то и второе тело действует с некоторой силой на первое («противодействие»). Опыт показывает, что это правило носит всеобщий характер. Все силы носят взаимный характер, так что силовые действия тел друг на друга всегда представляют собой взаимодействие. Любому «действию» найдётся равное «противодействие».

    • Комментарий.

Решение этой задачи убеждает учащихся во всеобщем характере проявления третьего закона Ньютона в природе, в необходимости его учёта в повседневной жизни. Межпредметная связь вызовет у учащихся интерес к литературе. В частности – к устному народному творчеству.

 

 

Просмотров: 742 | Добавил: Елена_Петренко | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar