20:23 Смысловое чтение и работа с текстом на уроках физики | |
Смысловое чтение и работа с текстом на уроках физики Принципиально новое явление вводится в педагогическую практику стандартами второго поколения - метапредметные умения учащихся (метапредметные результаты). Под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися на базе одного или нескольких учебных предметов способы деятельности, применяемые как в рамках общеобразовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. В государственном образовательном стандарте ведущая роль отводится умениям по работе с текстами. В государственном стандарте общего образования отмечается: «лозунгом современной школы становится требование «научить ребенка читать» - читать целенаправленно, осмысленно, творчески». Владение приемами понимания прочитанного определяется как важнейший компонент читательской компетентности. Это означает, что проблема понимания текста требует для своего решения современных подходов, имеющих непосредственный выход в образовательную практику. Традиционный подход к формированию умения понимать текст не удовлетворяет современным требованиям. Современные дети мало и поверхностно читают, испытывают трудности в понимании и запоминании прочитанного. Поэтому обучение школьников приемам понимания текста надо рассматривать как особую психодидактическую задачу. Процесс чтения состоит из трех фаз: 1. восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка. 2. извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста. 3. создание собственного нового смысла, т.е.»присвоение»добытых новых знаний как собственных в результате размышления. Эта фаза включает в себя: -выдвижение гипотез; -высказывание предположений; -моделирование; -обобщение; -применение на практике. В ответ на прочитанное у читателя возникают собственные чувства, мысли, образы. Для работы с научной, учебной литературой используется особый вид чтения---РАЦИОНАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ, которое включает в себя три этапа: 1этап. Ориентировочное (ознакомительное) чтение. Позволяет сделать предварительные выводы о тексте на основе выборочного извлечения информации, анализа заголовка, отдельных элементов структуры текста, позволяющих узнать главное. 2этап. Просмотровое(поисковое)чтение. Включает в себя выделение ключевых слов и понятий, поиск конкретных данных: фамилии, слова, факты. 3этап. Аналитическое(изучающее) чтение. Предполагает все действия по выявлению, интерпретации и созданию новых смыслов: -отбор важных и второстепенных фактов; -ответы на вопросы и постановку вопросов; -все виды свертывания информации (аннотации, рефераты, планы, конспекты); - «присвоение» новых знаний как собственных(статья, доклад, рецензия). В новых образовательных стандартах прописаны умения выпускника основной школы. Выпускник основной школы должен научиться: ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл; находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте; решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста; структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы; переходить от одного представления данных к другому; интерпретировать текст; откликаться на содержание и форму текста; на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации; находить путь восполнения этих пробелов; в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию; использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте). Формирование перечисленных умений связано с организацией в процессе обучения физике работы по текстам физического содержания. Для диагностики читательских умений подбираются информационные блоки и задания к ним. Тематика естественнонаучных текстов подбирается таким образом, чтобы их содержание соответствовало возрастным особенностям учащихся и по возможности находилось в сфере их познавательных интересов. Отбор контекста предполагает возможность конструирования заданий, ориентированных на реальные жизненные ситуации. Объем текста для работы на уроке не должен превышать 2/3 печатного листа. Учащиеся могут работать с текстом как индивидуально, так и в парах или группах. Приведем примеры текстов и заданий к ним, направленных на формирование умений работы с текстом. 1. Тексты с описанием различных физических явлений или процессов, наблюдаемых в природе или в повседневной жизни. Задания к ним могут проверять: *понимание информации, имеющейся в тексте; *понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте; *умение выделить описанное в тексте явление или его признаки; *умение объяснить описанное явление при помощи имеющихся знаний. В качестве иллюстрации данной типологии текста можно использовать следующий материал при изучении темы «Плавление вещества»(8класс) Ледяная магия. Задания к тексту 2. Тексты с описанием наблюдения или опыта по одному из разделов школьного курса физики. Задания могут проверять: *понимание информации, имеющейся в тексте; *умение выделить(сформулировать)гипотезу описанного наблюдения или опыта, понимание условий проведения, назначения отдельных частей экспериментальной установки и измерительных приборов; *умение сформулировать выводы. В качестве иллюстрации данной типологии текста и заданий к нему можно использовать следующий материал при изучении темы «Источники тока» (8класс). Открытие животного электричества. Задания к тексту Какую гипотезу пытался проверить Луиджи Гальвани, начиная в 1786 году новую серию опытов с лапкой лягушки? Какой вывод сделал Гальвани на основании своих опытов? В чём состояла ошибочность его вывода? Из каких основных частей должен состоять гальванический элемент? Если бы вы проводили опыты, аналогичные опытам Гальвани, то какие бы дополнительные исследования (кроме проверки разных пар металлов) осуществили? 3. Тексты с описанием технических устройств, принцип работы которых основан на использовании каких-либо законов физики. Задания могут проверять: *понимание информации, имеющейся в тексте; *понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте; *умение определять основные физические законы (явления, принципы), лежащие в основе работы описанного устройства, *умение оценивать возможности безопасного использования описанных технических устройств. Как работает пьезоэлектрическая зажигалка? Задания к тексту Каким образом возникает разность потенциалов на двух сторонах пьезоэлемента? Можно ли измерить обычным вольтметром напряжение, генерируемое пьезоэлементом? Почему напряжение в десятки киловольт от пьезозажигалки не опасно, а напряжение 220 вольт в электрической розетке смертельно опасно? Какие другие применения пьезоэффекта вам известны? 2) “Микроволновая печь” Посуда для микроволновых печей должна быть из диэлектрических материалов: жаропрочного стекла, обычного фарфора и керамики, но без рисунков и ободков, наносимых металлосодержащими красками. Металл в краске может вызывать электрические разряды. Вся посуда должна предусматривать выход для пара.От вредного воздействия СВЧ-излучения хозяек защищает металлический кожух и конструктивные ловушки по периметру дверцы. При включении магнетрона дверца блокируется, чтобы её нельзя было открыть. При открывании дверцы, повышении температуры стенки камеры или кожуха печки специальные датчики мгновенно отключают магнетрон. Задания к тексту. №1. №2. №3 Микроволновая печь «Ням-ням» Система трехмерного распределения микроволн; Объем печи – 23 л; Мощность микроволн – 800 Вт; Авторазморозка; Блокировка от детей; Электронное управление; Антибактериальное покрытие Микроволновая печь «Быстро-ням» Микроволновый режим; Объем печи – 23 л; Мощность микроволн – 850 Вт; Часы; Таймер на 99 минут; 6 уровней мощности; 4 режима приготовления «на пару»; Режим «Кафетерий». Микроволновая печь «Вкусно-ням» Микроволновый режим; Объем печи – 18 л; Кварцевый гриль; Мощность микроволн – 800 Вт; Пароварка; Таймер на 30 минут; 3 уровня мощности; Разморозка. Микроволновая печь «Ням-на -пару» Микроволновый режим; Объем печи – 20 л; Сенсорная панель управления; Мощность микроволн – 800 Вт; Пароварка; Таймер на 99 минут; 6 уровней мощности; Разморозка. Какую микроволновую печь вы посоветуете выбрать Мишиной маме? 4. Тексты, содержащие информацию о физических факторах загрязнения окружающей среды или их воздействии на живые организмы и человека. Задания могут проверять: *понимание информации, имеющейся в тексте; *понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте, *умение оценивать степень влияния описанных в тексте физических факторов на загрязнение окружающей среды, *умение выделять возможности обеспечения безопасности жизнедеятельности в условиях воздействия на человека неблагоприятных факторов. Шум и здоровье человека
Рис. Аудиаграмма типичного сдвига порога слышимости после кратковременного воздействия шума Задания к тексту 1. Порог слышимости определяется как: 2. Какие утверждения, сделанные на основании аудиаграммы (см. рисунок), справедливы? Варианты ответов: 3. Определите, какие источники шума, представленные в таблице, создают недопустимые уровни шума. Источник шума Уровень шума (дБ) А. Работающий пылесос 40 Б. Шума вагона в метро 70 В. Оркестр поп-музыки 110 Г. Автомобиль 60 Д. Шепот на расстоянии 1 м 20 Варианты ответов: 5.Тексты общекультурного содержания. Такие тексты отражают общекультурную составляющую физики. В них может быть затронут широкий круг проблем: -физические основы современного миропонимания; -эстетические основы науки и научного творчества; -история физики и техники; -творчество, взгляды и убеждения ученых, деятелей культуры и искусства; -изучение и сохранение материальных памятников культуры. Задания могут проверять: *понимание информации, имеющейся в тексте; *понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте; *умение оценивать степень важности описанных в тексте взглядов и убеждений ученых, деятелей культуры и искусства для современности; *умение оценивать степень значимости описанных в тексте физических явлений, технических устройств и так далее для жизни общества; *умение определить (или сформулировать) выводы. Причина разрушения камней старых построек Задания к тексту Выделите физические термины, используемые в тексте. Поясните, что такое лазер. Укажите основные особенности лазерного излучения. Чем лазерное излучение отличается от обычного света? Что между ними общего? Правильно или нет, объяснено действие лазера, которое приводится в тексте? Совпадает ли оно с тем, что написано в учебнике? Как называются методы очистки камней от отложений соли? Объясните, почему лазер может применяться для предотвращения значительных разрушений памятников материальной культуры. Школьники умеют работать с традиционными учебными текстами, изложенными в учебниках, и привыкли к стилю предъявления информации в них. В текстах общекультурного содержания информация по физике обычно завуалирована, что требует особого подхода к ее извлечению. Сделать это ученик может, если он знаком с видами текстов физического содержания и типологией вопросов к ним. Включение текстов общекультурного содержания в процесс обучения физике основной школы способствует пониманию учащимися единства и целостности мира, путей его познания, позволяет раскрывать взаимосвязи науки и культуры, различные аспекты приложения физики к гуманитарной области. Работа с такими текстами позволяет учащимся не только расширить и углубить знания по физике, но и увидеть практическое применение изучаемой теории в школьном курсе физики для понимания общекультурной информации. 6. Сюжетная (текстовая) задача. В таких задачах данные и связь между ними включены в фабулу. Содержание сюжетной задачи чаще всего представляет собой некоторую ситуацию, более или менее близкую к жизни. В процессе решения текстовых задач формируются умения и навыки моделирования реальных объектов и явлений. Задания могут проверять: *понимание информации, имеющейся в тексте; *понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте; *умение моделировать описанную ситуацию; *умение анализировать; *умение формулировать выводы. 1. Исследования дорожного движения Задания к тексту А. Провести видеосъёмку на других узких дорогах да/нет Б. Провести видеосъёмку на широких дорогах да/нет В. Определить изменение числа аварий до и после нанесения разделительных линий да/нет Г. Определить количество машин, использующих дорогу до и после нанесения разделительных линий да/нет Вопрос 2. Скорость Движение стало быстрее Расположение машин на дороге Машины держатся ближе к краям дороги Расстояние между машинами Нет изменений На основании этих результатов было решено нанести дорожные линии на все узкие дороги. Согласны ли вы с тем, что это лучшее решение? Вопрос 3. Объясните, почему быстро движущейся машине требуется больше времени, чтобы остановиться, чем машине, которая едет медленно. Вопрос 4. Пример про Аню. Аня прочитала, что зубы человека в разное время суток по-разному реагируют на одно и то же болевое воздействие. Величина порога болевой чувствительности зависит от времени суток, как показано на рисунке 1. (Порог болевой чувствительности — это наименьшая величина воздействия, при которой начинают возникать болевые ощущения.) рис. 1 Действие анестезии после обезболивающего укола также продолжается разное время в зависимости от времени суток. Эта зависимость показана на другом графике (см. рис. 2). рис. 2 Задание 1. Задание 2. Задание 3. | |
|
Всего комментариев: 0 | |