Главная » 2015 » Декабрь » 6 » Готовимся к олимпиаде по русскому языку и литературе!
16:18
Готовимся к олимпиаде по русскому языку и литературе!

Для тех, кто думает, что задачи можно решать только по математике, для участников II тура олимпиады по русскому языку и просто для любознательных размещаю примеры лингвистических задач.
Желаю удачи!
1. Ниже приводятся толкования трех слов по «Словарю русского языка» С.И. Ожегова. Попытайтесь определить, что это за слова. Чем объясняются возникающие при этом трудности?
A. Находиться в неподвижном положении, при котором туловище опирается на что-н. нижней своей частью, а ноги согнуты или вытянуты.
Б. Выражающие полноту удовольствия, радости, веселья или иных чувств отрывистые характерные звуки, сопровождающиеся короткими и сильными выдыхательными движениями.
В. Жидкость, получившаяся в результате растворения твердого, жидкого или газообразного вещества в жидком веществе.
2. В «Евгении Онегине» А.С. Пушкина есть такие строки:
Автомедоны наши бойки,
Неутомимы наши тройки,
И версты, теша праздный взор,
В глазах мелькают как забор.
Что такое или кто такие автомедоны? Что вам напоминает это слово? И почему версты мелькают, как забор?
3. Известный роман американского писателя Майн Рида в оригинале называется «The Headless Horseman», т.е., буквально, «Безголовый всадник». Но принято его название переводить как «Всадник без головы». Почему?
4. Что означает выражение Лиха беда начало!?
5. В известной русской сказке старик просит старуху испечь ему колобок, а та отвечает: «Да из чего испечь-то? Муки нет». Тогда старик советует: «А ты по амбару помети, по сусекам поскреби – глядь и наберется». Что такое сусеки? На основании чего вы придаете этому слову то или иное значение?
6. В русских названиях месяцев «зашифрованы» некоторые латинские числительные. Какие именно? И почему их значение не совпадает с принятой у нас нумерацией месяцев?
7. Сравните между собой значения глаголов, образующих следующие пары: смеяться – смешить, просыпаться – будить, умирать – убивать, бояться – пугать, сердиться – злить, печалиться – огорчать.
Ответьте: какое слово в паре – первое или второе – обладает более сложным значением? Чем различаются значения членов пары? Найдите пару для следующих глаголов: гулять, есть(‘кушать’), переживать, засыпать, задуматься.
8. В «Айболите» Корнея Чуковского есть такие строки:
«Что такое? Неужели
Ваши дети заболели?» –
«Да-да-да! У них ангина,
Скарлатина, холерина,
Дифтерит, аппендицит,
алярия и бронхит!»
Что за болезнь – холерина? Не ошибся ли писатель? Или он просто придумал это слово «для рифмы»?
9. (Задача-шутка) Что общего, с точки зрения языка, между родителями и тапочками?
10. В прошлом веке в среде младшеклассников имел хождение такой пример:
– Степка, хочешь щец?
– Фу!
Как вы думаете, с какой целью ученики эту фразу запоминали?

Просмотров: 1102 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar