Главная » Статьи » Мои статьи

Подростковые неформальные молодежные группировки

Наряду с официально оформленными (зарегистри­рованными) общественными молодежными объедине­ниями в современном обществе широко распростране­ны неформальные молодежные объединения (НМО). Отличительной особенностью неформальных объе­динений являются отсутствие официальной, например, государственной регистрации; их самоорганизация (пер­воначально); стихийное (основанное на желании и вза­имном договоре участников группы) возникновение общегрупповой символики, правил, норм, ценностей и целей жизнедеятельности группы.

НМО следует отличать от таких смежных образова­ний, как неформальная группа и неформальная груп­пировка. Объединение небольшого числа подростков на основе близости возраста и территориальной общности (например, дворовая компания или друзья-одноклассни­ки) получило название неформальная группа.

                            

Для нефор­мальной группы характерны дружеские взаимоотноше­ния между ее членами, высокая вариативность и личная свобода членов группы в процессе совместной дея­тельности, выбор которой осуществляется по общему согласию большинства ребят («А, давайте, пойдем в кино!» и т.п.), социально положительная направленность деятельности. Неформальная группировка — понятие, чаще используемое для обозначения неформальных групп асо­циальной направленности. Характеризуется наличием более или менее четко выраженного мотива сбора (упот­ребить спиртное, выяснить отношения с соседней груп­пировкой, «стрясти» деньги с прохожих и т.п.).

Неформальное молодежное объединение — своеобраз­ное культурное течение, включающее в себя большое количество молодых людей, существующее на протя­жении нескольких десятилетий, часто имеющее меж­дународный характер. Направленность НМО представ­лена широким спектром: от явно асоциальных группи­ровок White power — белая власть (националистское движение) до вполне безобидных и законопослушных битников (вариант современного развития движения хиппи).

                               

Различные НМО имеют свою идеологию, спе­цифику типичных видов деятельности, символику одеж­ды, сленг и т.п. Неформальные молодежные объедине­ния как своеобразные элементы культурной среды об­щества (так называемая субкультура) — явление, воз­никшее в 50-60 гг. XX столетия. Наиболее известными движениями тех лет являлись движения хиппи, модов, мажоров, тэдди-бойз. Например, тэдди-бойз — субкуль­тура рабочей молодежи, появившаяся в 50-е гг. на фоне относительного повышения уровня жизни, в условиях «изобилия» и экономического подъема.

Это первые пос­левоенные стиляги, выходцы из рабочего класса с не­законченным средним образованием, неспособные по этой причине получить хорошо оплачиваемые должно­сти или рабочие специальности, требующие высокой квалификации. Они просто копировали стиль поведе­ния и одежды молодежи высших слоев общества. Ти­пичный тэд носил пиджак свободного покроя с бар­хатным воротничком, брюки-дудочки, ботинки на ре­зиновой платформе и галстук-шнурок.

                       

Для современного состояния неформальной молодеж­ной сферы гораздо более характерно не многообразие ярко выраженных группировок, а противостояние общей массы неформалов («нефоров») — молодежи, имеющей опре­деленное увлечение (музыка, техника и т.п.) и так на­зываемых «гопников» — подростков, ничем особым в жиз­ни не занимающихся, ничем не выделяющихся из об­щей массы. В то же время особую социальную опасность представляет явный рост националистических молодежно-подростковых организаций — либо неформальных, либо прячущихся за вывеску «патриотической» деятель­ности.

Принадлежность к той или иной неформальной груп­пе — практически обязательный элемент процесса со­циализации в подростковом возрасте.

Именно входя в ту или иную группу сверстников, подросток имеет возможность осваивать модели меж­личностного общения, «примерять» на себя разнооб­разные социальные роли. Общеизвестно, что дети и подростки, в силу различного рода причин, не имев­шие возможности постоянного общения со сверстни­ками (инвалидность, психологические особенности личности, жизнь в месте, отдаленном от людей и т.п.), практически всегда в более позднем возрасте испыты­вают трудности в создании семьи, в отношениях с со­служивцами, внутриличностные проблемы и т.д.

Психологическим основанием возникновения подро­стково-молодежных групп (группировок) является одна из ведущих поведенческих реакций данного возрастно­го периода — реакция группирования со сверстниками.

Процесс вхождения (примыкания) подавляющего большинства подростков в ту или иную неформальную молодежную группу можно отразить как процесс пос­ледовательного удовлетворения базовых потребностей человека: потребностей в самоутверждении и общении (см. схему 1).

Следует особо отметить тот факт, что неформаль­ная среда общения порой является для подростка (осо­бенно для подростка «группы риска») единственной сферой социализации. Нередко, имея сложные взаимо­отношения в семье или не посещая регулярно какое-либо внешкольное учреждение, подросток вынужден примыкать к той или иной группе (группировке), ав­томатически принимая систему ее норм и ценностей, которая не всегда оказывается социально положитель­ной.

Для очень большого числа подростков ценностные ориентации и моральные принципы, проповедуемые референтно значимой группой, являются личностно значимыми, причем эта значимость намного превос­ходит в сознании подростка «семейные» и «школьные» нормы и ценности. Именно этим во многом объясня­ется низкая эффективность воспитательных мер воздей­ствия на трудного подростка: в его сознании совершен­ное им объективно негативное действие таковым не является, так как является одобряемым с точки зрения референтной группы (например, грубость по от­ношению к педагогу в школе или срыв урока может им оцениваться вовсе не как «плохое поведение», а «ге­роический подвиг», поддерживаемый сверстниками).

Одной из особенностей современных молодежных группировок является их расположенность вне основ­ных институтов социализации (школы, клубы и т.п.). Группы (группировки) собираются чаще всего либо по территориальному принципу (дворовая компания), либо по принципу близости интересов (фанаты футбольно­го клуба и т.п.). Исходя из этого, достаточно пробле­матичным оказывается привлечение подобного рода групп в «официальные» социально-педагогические уч­реждения.

                                               

Попытка разрешить эту проблему привела к возникновению в США еще в начале 30-х гг. XX столе­тия так называемой уличной социальной работы, ко­торая в настоящее время является одной из самых ши­роко распространенных в мире и перспективных форм взаимодействия с молодежными неформальными груп­пировками. Street workers — уличные работники осуще­ствляют социально-педагогическую деятельность непос­редственно в местах времяпрепровождения молодежи, пытаясь наладить контакт с ребятами, оказать своевре­менную помощь и поддержку.

В нашей стране деятель­ность уличных социальных работников началась со вто­рой половины 90-х гг. XX столетия. С недавнего време­ни начинает развиваться работа социальных педагогов в неформальных группах под так называемым прикры­тием. Социальный педагог входит в молодежную «ту­совку» на правах законного члена, участвует в ее жиз­ни, параллельно пытаясь собрать необходимую для ра­боты информацию, незаметно помочь кому-то из ребят, перенаправить (при возможности) деятельность данной группы в положительное русло.

СХЕМА 1

http://ok-t.ru/studopediaru/baza8/153511764869.files/image002.jpg

Одним из ведущих направлений работы с нефор­мальными группами (группировками) учреждений досуговой сферы в настоящее время являются, с одной стороны, развитие на своей базе разнообразных видов деятельности, привлекательных и популярных в моло­дежной среде (рок-клубы, фан-клубы и т.п.) и, с дру­гой, организация и проведение в микросоциуме серии мероприятий и акций, ориентированных на привлече­ние молодежи (праздники, конкурсы, дискотеки и т.п.).

Широко распространенной формой работы с нефор­мальной средой общения ребят в последнее время ста­ли так называемые молодежные музыкальные клубы, предоставляющие им возможность регулярного обще­ния и становящиеся достаточно быстро для большин­ства основным местом тусовки.

Большое значение в социально-педагогической дея­тельности, проводимой с молодежными группами, яв­ляется процесс постоянного отслеживания так назы­ваемой групповой динамики, т.е. своевременное выяв­ление факта возникновения группы, установление наи­более частых мест «тусовок» ребят, численного и де­мографического состава (небольшая группа — 3-5 че­ловек либо группировка 10-12 и более), характера на­правленности группы (асоциальная/просоциальная).

До­вольно часто принципиальным для определения стра­тегии дальнейшей работы с группой является опреде­ление типа ее неформального лидера (физический или интеллектуальный). Также важно установление совокуп­ности основных нравственно-моральных, идеологичес­ких и иных ценностей, которыми руководствуется в своей жизни данная группировка.

Основными направлениями социально-педагогичес­кой деятельности в сфере неформальных молодежных группировок являются:

- профилактика расширения чис­ленности неформальных групп асоциальной, кримино­генной направленности за счет исключения возможно­сти создания молодежной группы под руководством взрослого, имеющего убеждения противоправного ха­рактера (например, вернувшегося из мест лишения сво­боды), а также за счет переориентации группировки на социально одобряемые виды деятельности (создание временных рабочих мест, смена неформального ли­дера группы и т.п.);

- изыскание возможностей для обеспечения (материального и пр.)

существования нефор­мальной группы положительной направленности (пред­ложение различных вариантов занятости, обществен­но-полезной деятельности, занятий физкультурой и спортом, овладение боевыми искусствами и т.п.), например, создание на базе любительского музыкально­го коллектива группы, выступающей на официальной основе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Елена_Петренко (13.10.2018)
Просмотров: 14 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar