Главная » Статьи » Мои статьи |
Наряду с официально оформленными (зарегистрированными) общественными молодежными объединениями в современном обществе широко распространены неформальные молодежные объединения (НМО). Отличительной особенностью неформальных объединений являются отсутствие официальной, например, государственной регистрации; их самоорганизация (первоначально); стихийное (основанное на желании и взаимном договоре участников группы) возникновение общегрупповой символики, правил, норм, ценностей и целей жизнедеятельности группы. НМО следует отличать от таких смежных образований, как неформальная группа и неформальная группировка. Объединение небольшого числа подростков на основе близости возраста и территориальной общности (например, дворовая компания или друзья-одноклассники) получило название неформальная группа.
Для неформальной группы характерны дружеские взаимоотношения между ее членами, высокая вариативность и личная свобода членов группы в процессе совместной деятельности, выбор которой осуществляется по общему согласию большинства ребят («А, давайте, пойдем в кино!» и т.п.), социально положительная направленность деятельности. Неформальная группировка — понятие, чаще используемое для обозначения неформальных групп асоциальной направленности. Характеризуется наличием более или менее четко выраженного мотива сбора (употребить спиртное, выяснить отношения с соседней группировкой, «стрясти» деньги с прохожих и т.п.). Неформальное молодежное объединение — своеобразное культурное течение, включающее в себя большое количество молодых людей, существующее на протяжении нескольких десятилетий, часто имеющее международный характер. Направленность НМО представлена широким спектром: от явно асоциальных группировок White power — белая власть (националистское движение) до вполне безобидных и законопослушных битников (вариант современного развития движения хиппи).
Различные НМО имеют свою идеологию, специфику типичных видов деятельности, символику одежды, сленг и т.п. Неформальные молодежные объединения как своеобразные элементы культурной среды общества (так называемая субкультура) — явление, возникшее в 50-60 гг. XX столетия. Наиболее известными движениями тех лет являлись движения хиппи, модов, мажоров, тэдди-бойз. Например, тэдди-бойз — субкультура рабочей молодежи, появившаяся в 50-е гг. на фоне относительного повышения уровня жизни, в условиях «изобилия» и экономического подъема. Это первые послевоенные стиляги, выходцы из рабочего класса с незаконченным средним образованием, неспособные по этой причине получить хорошо оплачиваемые должности или рабочие специальности, требующие высокой квалификации. Они просто копировали стиль поведения и одежды молодежи высших слоев общества. Типичный тэд носил пиджак свободного покроя с бархатным воротничком, брюки-дудочки, ботинки на резиновой платформе и галстук-шнурок.
Для современного состояния неформальной молодежной сферы гораздо более характерно не многообразие ярко выраженных группировок, а противостояние общей массы неформалов («нефоров») — молодежи, имеющей определенное увлечение (музыка, техника и т.п.) и так называемых «гопников» — подростков, ничем особым в жизни не занимающихся, ничем не выделяющихся из общей массы. В то же время особую социальную опасность представляет явный рост националистических молодежно-подростковых организаций — либо неформальных, либо прячущихся за вывеску «патриотической» деятельности. Принадлежность к той или иной неформальной группе — практически обязательный элемент процесса социализации в подростковом возрасте. Именно входя в ту или иную группу сверстников, подросток имеет возможность осваивать модели межличностного общения, «примерять» на себя разнообразные социальные роли. Общеизвестно, что дети и подростки, в силу различного рода причин, не имевшие возможности постоянного общения со сверстниками (инвалидность, психологические особенности личности, жизнь в месте, отдаленном от людей и т.п.), практически всегда в более позднем возрасте испытывают трудности в создании семьи, в отношениях с сослуживцами, внутриличностные проблемы и т.д. Психологическим основанием возникновения подростково-молодежных групп (группировок) является одна из ведущих поведенческих реакций данного возрастного периода — реакция группирования со сверстниками. Процесс вхождения (примыкания) подавляющего большинства подростков в ту или иную неформальную молодежную группу можно отразить как процесс последовательного удовлетворения базовых потребностей человека: потребностей в самоутверждении и общении (см. схему 1). Следует особо отметить тот факт, что неформальная среда общения порой является для подростка (особенно для подростка «группы риска») единственной сферой социализации. Нередко, имея сложные взаимоотношения в семье или не посещая регулярно какое-либо внешкольное учреждение, подросток вынужден примыкать к той или иной группе (группировке), автоматически принимая систему ее норм и ценностей, которая не всегда оказывается социально положительной. Для очень большого числа подростков ценностные ориентации и моральные принципы, проповедуемые референтно значимой группой, являются личностно значимыми, причем эта значимость намного превосходит в сознании подростка «семейные» и «школьные» нормы и ценности. Именно этим во многом объясняется низкая эффективность воспитательных мер воздействия на трудного подростка: в его сознании совершенное им объективно негативное действие таковым не является, так как является одобряемым с точки зрения референтной группы (например, грубость по отношению к педагогу в школе или срыв урока может им оцениваться вовсе не как «плохое поведение», а «героический подвиг», поддерживаемый сверстниками). Одной из особенностей современных молодежных группировок является их расположенность вне основных институтов социализации (школы, клубы и т.п.). Группы (группировки) собираются чаще всего либо по территориальному принципу (дворовая компания), либо по принципу близости интересов (фанаты футбольного клуба и т.п.). Исходя из этого, достаточно проблематичным оказывается привлечение подобного рода групп в «официальные» социально-педагогические учреждения.
Попытка разрешить эту проблему привела к возникновению в США еще в начале 30-х гг. XX столетия так называемой уличной социальной работы, которая в настоящее время является одной из самых широко распространенных в мире и перспективных форм взаимодействия с молодежными неформальными группировками. Street workers — уличные работники осуществляют социально-педагогическую деятельность непосредственно в местах времяпрепровождения молодежи, пытаясь наладить контакт с ребятами, оказать своевременную помощь и поддержку. В нашей стране деятельность уличных социальных работников началась со второй половины 90-х гг. XX столетия. С недавнего времени начинает развиваться работа социальных педагогов в неформальных группах под так называемым прикрытием. Социальный педагог входит в молодежную «тусовку» на правах законного члена, участвует в ее жизни, параллельно пытаясь собрать необходимую для работы информацию, незаметно помочь кому-то из ребят, перенаправить (при возможности) деятельность данной группы в положительное русло. СХЕМА 1
Одним из ведущих направлений работы с неформальными группами (группировками) учреждений досуговой сферы в настоящее время являются, с одной стороны, развитие на своей базе разнообразных видов деятельности, привлекательных и популярных в молодежной среде (рок-клубы, фан-клубы и т.п.) и, с другой, организация и проведение в микросоциуме серии мероприятий и акций, ориентированных на привлечение молодежи (праздники, конкурсы, дискотеки и т.п.). Широко распространенной формой работы с неформальной средой общения ребят в последнее время стали так называемые молодежные музыкальные клубы, предоставляющие им возможность регулярного общения и становящиеся достаточно быстро для большинства основным местом тусовки. Большое значение в социально-педагогической деятельности, проводимой с молодежными группами, является процесс постоянного отслеживания так называемой групповой динамики, т.е. своевременное выявление факта возникновения группы, установление наиболее частых мест «тусовок» ребят, численного и демографического состава (небольшая группа — 3-5 человек либо группировка 10-12 и более), характера направленности группы (асоциальная/просоциальная). Довольно часто принципиальным для определения стратегии дальнейшей работы с группой является определение типа ее неформального лидера (физический или интеллектуальный). Также важно установление совокупности основных нравственно-моральных, идеологических и иных ценностей, которыми руководствуется в своей жизни данная группировка. Основными направлениями социально-педагогической деятельности в сфере неформальных молодежных группировок являются: - профилактика расширения численности неформальных групп асоциальной, криминогенной направленности за счет исключения возможности создания молодежной группы под руководством взрослого, имеющего убеждения противоправного характера (например, вернувшегося из мест лишения свободы), а также за счет переориентации группировки на социально одобряемые виды деятельности (создание временных рабочих мест, смена неформального лидера группы и т.п.); - изыскание возможностей для обеспечения (материального и пр.) существования неформальной группы положительной направленности (предложение различных вариантов занятости, общественно-полезной деятельности, занятий физкультурой и спортом, овладение боевыми искусствами и т.п.), например, создание на базе любительского музыкального коллектива группы, выступающей на официальной основе.
| |
Просмотров: 728 | |
Всего комментариев: 0 | |