Главная » 2018 » Ноябрь » 21 » Зачем изучать русский язык ?
19:05
Зачем изучать русский язык ?

Мотивация к изучению родного языка — дело нелегкое. Мы все и так друг друга понимаем, независимо от того, понимаем ли, что «и так» в этом случае пишется раздельно. Какая разница, как ставить ударение и где в предложении запятая? Да и мало кто сегодня регулярно пишет от руки — для всего остального есть автозамена в смартфоне и автокорректор в «Ворде». 
В то же время с мотивацией к изучению русского языка как родного всё просто: чем глубже знания, тем больше азарта изучать дальше и тем яснее становится, что овладеть русским языком в совершенстве практически невозможно. Перечитайте предыдущее предложение и задумайтесь, всё ли вы смогли бы верно написать под диктовку? А помните, почему здесь «то же» раздельно, перед «как» не стоит запятой, после «просто» нужно двоеточие, а не тире? 
Очевидно, что сегодня успешность во многих сферах деятельности напрямую связана с речевыми навыками, а век соцсетей — время господства слова. Продающие тексты, работа в СММ, блистательные речи адвокатов в суде, журналистика, блогинг, убалтывание покупателя, заключение выгодных сделок, преподавание, коучинг — всё это требует приличных языковых навыков и достаточно высокой культуры речи. 
Но почему, если знание языка правит балом в интернете, люди стали такими неграмотными и стоит ли продолжать учить родной язык тем, кто давным-давно закончил школу с пятеркой по русскому? Предлагаю разрушить несколько популярных мифов о грамотности. 
Великое советское образование. Конечно, раньше было лучше, но вообще-то грамотность заставших советскую школу далека от идеала. Просто до появления интернета у людей не было свободного доступа к публичному высказыванию. А теперь, когда он появился, стало очевидно, что и 50-летние далеко не всегда справляются с орфографией и пунктуацией. 
Современные школьники тотально неграмотны. Во-первых, им труднее. Грамотность напрямую связана с письмом от руки. Когда связь «мозг — рука» нарушается, человек перестает ассоциировать слово с его визуальным образом. Современным детям не приходится писать по старинке нигде, кроме школы. Так что, если вы сравниваете их с собой, условия не равны. Во-вторых, посмотрите в свои школьные тетрадки. Вы тоже не всегда всё знали и допускали смешные ошибки. Грамотность приходит с опытом, если приходит. 
Врожденная грамотность. Как часто я слышу о ней от родителей моих учеников! Но вообще-то ее не существует. Да, есть люди, у которых более развиты лингвистический тип интеллекта и языковое чутье. Им легче, особенно если они много читают и таким образом запоминают, как выглядят слова. Но никакое языковое чутье не подскажет, если в трудных случаях вы не знаете правил и тонкостей. Грамотность не может быть суперспособностью в чистом виде. Труд, к сожалению, неизбежен. 
Учить русский язык не нужно: достаточно автокорректора. Автокорректора может не оказаться рядом в ответственный момент. Но, что хуже, он не всесилен. Например, в половине случаев подчеркивает слитное написание «не» с причастиями, в то время как без зависимого слова они и правда пишутся слитно. А уж настойчивое желание машины поставить запятые при псевдовводных словах точно рано или поздно подведет. Язык — развивающееся явление. И меняется он живыми людьми. Компьютер никогда не сможет овладеть русским в совершенстве. Для этого нужен человеческий фактор. 

Чтобы грамотно писать (печатать), нужно постоянно держать правила в голове, руку на пульсе, а под рукой несколько хороших справочников, лингвистических интернет-ресурсов и словарей. И еще обязательно уметь сомневаться, если, конечно, ваша фамилия не Розенталь. Впрочем, Дитмар Эльяшевич тоже наверняка сомневался.

 

Просмотров: 348 | Добавил: Юлия_Шамрицкая | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar