"Миром правят цифры! "- именно так в VI веке до н.э. говорил древнегреческий ученый Пифагор Самосский. Нас действительно всюду окружают цифры: возраст человека, рост, вес, номер дома, в котором он живет, его номер телефона, суммы наличных и виртуальных денег… Вокруг каждого человека – цифры, цифры, цифры…
Несмотря на то, что имена числительные играют важную роль в нашей жизни, мы допускаем много ошибок при употреблении их в устной и письменной речи. Ошибки делают и ученики, и взрослые, и даже чиновники и дикторы радио и телевидения.
Тема " Имя числительное " изучается только в 6-ом классе, и на неё отводится недостаточное количество часов, чтобы досконально усвоить правописание числительных, особенности сочетания их с другими частями речи, а также грамматические нормы склонения числительных. Задача учителя - создать условия для формирования ключевых и предметных компетенций при изучении этой темы, правильно распределить материал, выделить главное, чтобы учащиеся смогли разобраться в особенностях склонения каждой группы числительных. Особое внимание следует уделить упражнениям, способствующим выработке практических навыков правильного употребления числительных в речи.
Основная сфера употребления числительных – устная речь. Именно поэтому формой зачётной работы после изучения темы « Имя числительное» мы с шестиклассниками выбрали публичное выступление «на телевидении». Урок прошёл в виде деловой игры : ребятам нужно было пройти кастинг дикторов телевидения. Основная задача – правильно прочитать текст с числовым материалом, где числа обозначены цифрами. Известно, что любой профессиональный диктор прочитает текст « с листа», т.е. без предварительной подготовки. Но нашим начинающим дикторам давалась возможность ознакомиться с текстом, подготовиться к его озвучиванию. За короткий срок нужно было не только обратить внимание на падежные формы имён числительных, но и вникнуть в содержание, учесть орфоэпические нормы, определиться с интонацией, расставить логические ударения и паузы, чтобы не исказить основную мысль текста. Каждый диктор был неповторим и индивидуален в своих интонациях. Но отбор был жёстким . Участники кастинга осознали, что , какими бы достоинствами они ни обладали , речевая компетентность- непременное условие профессиональной пригодности. Не стоит связывать никаких надежд с карьерой диктора тому, кто не соблюдает языковых норм. Лучшими дикторами были признаны Зозуля Диана , Козловский Илья – учащиеся 6-А класса, Ревтюх Дмитрий , Высоцкая Евгения , Бобринёва Анастасия - учащиеся 6-Б класса, Павленко Алина , Гусев Богдан - учащиеся 6-В класса.
|