Часто на уроках учителя и учащиеся сталкиваются с такой проблемой: ученик знает устный материал, но не может воспроизвести его, т.е. пересказать содержимое параграфа, статьи и т.д. Чтобы подобные ситуации перестали быть проблемами предлагаю следующие советы для учащихся.
КАК ЛУЧШЕ ЗАПОМНИТЬ ИЗУЧАЕМЫЙ МАТЕРИАЛ
- Учи материал в определённый час. Таким образом, ты приучишь мозг к наилучшему восприятию именно в это время. Это становится своего рода условным рефлексом, и ты запоминаешь быстрее и с меньшими усилиями. Вечерний час перед сном – прекрасное время для запоминания. Равно как и утренний час после пробуждения.
- При запоминании необходимо знать и использовать канал восприятия, который является для тебя ведущим (ниже мы расскажем тебе, как определить ведущий канал восприятия).
- Для визуалов (обладающих зрительной памятью) важно «сфотографировать» стихотворение, зрительно представить образы, на которых построено стихотворение.
- Для кинестетиков - сопровождать заучивание параллельным действием (например, хлопки в ладоши в ритме стихотворения или любые другие движения).
- Аудиалам лучше учить стихотворение вслух, улавливая его ритм и особенности интонации, смысловые паузы, многократно повторяя стихотворение слушателям (пусть даже воображаемым).
- Дигиталам необходимо представить материал в виде схемы, таблицы и т.д.
Часто повторяй материал, который учишь наизусть. Просмотри три, четыре, пять раз один и тот же текст. Через 24 часа после первого занятия ты забываешь наибольшую часть выученного текста. Поэтому первое повторение не должно быть позже 24 часов и раньше 5-6 часов после первого заучивания.
Как готовиться к устному ответу
При подготовке устного ответа воспользуйся следующими советами:
- Приступая к работе, вдумайся в формулировку данного вопроса.
- Посмотри на вопрос, как на задачу. Проведи анализ (какими фактами ты располагаешь, к какому выводу можно подвести слушателей).
- Внимательно прочитай учебник. При чтении: выдели главную мысль; разбей прочитанное на смысловые абзацы; обрати внимание на чертежи, схемы, таблицы. Убедись, что всё понятно.
- Раздели лист на две части.
- в левой наметь план ответа. Следи, чтобы этапы плана не нарушали логических рассуждений.
- в правой части сделай необходимые выборки к пунктам плана: примеры, правила, формулировки, схематические записи.
- Если какие-то вопросы забыты, повтори пункт учебника, рекомендованный учителем. Смело обращайся к справочникам.
- Убедись, что каждый этап плана обоснован. Особое внимание обрати на наиболее важные факты.
- Повтори ответ по правой стороне листа, и придерживайся составленного плана.
- Опираясь на рецензию (план приведён ниже), оцени свой ответ.
При ответе у доски особо выдели: анализ, главную мысль, сделай вывод.
План рецензии на устный ответ
По данному плану ты сможешь оценить как свой ответ, так и ответ товарища
- Был ли использован при ответе план? Что удачно в плане, что утеряно?
- Можно ли назвать ответ логичным, полным?
- Можно ли назвать ответ доказательным? Какие ответы не обоснованы примерами?
- Проверь правильность формулировок, аксиом, теорем. Если были ошибки – поправь.
- Получен ли ответ на поставленный вопрос? Как проведено сравнение, обобщение, сделан ли вывод?
- Исправь ошибки, внеси дополнения, предложи более удачный план ответа.
- Правильно ли использовались и использовались ли вообще чертежи, модели, таблицы, наглядные пособия.
- Были ли вопросы, которые остались непонятными тебе в ответе или не усвоенными при изучении.
Оцени ответ.
Работа с учебником
1. Внимательно прочитай название параграфа. Информация о содержании заключена уже в нём. Вспомни, что ты уже знаешь по данному вопросу, что читал, что слышал, посмотри записи в тетрадке.
2. Выдели основные части, главные мысли, наметь план текста.
3. Установи логическую связь и зависимость между сведения, изложенными в параграфе, попытайся составить опорный конспект, схемы, таблицы по тексту учебника.
4. Сравнивай, изучаемые явления, делай обобщения и выводы (эти мыслительные операции мы рассмотрим ниже).
5. Найди в тексте то, что необходимо выучить наизусть. Выучи этот материал, используя памятку «Как запоминать материал».
Как обобщать
- Выдели главное понятие из данного тебе задания.
- Проверь, как понимаешь его смысл.
- Отбери основные типичные факты из материала. данной темы.
- Сравни их между собой, выдели общее, главное, проанализируйте материал, проследи его развитие.
- Сделай вывод, найди закономерность, главную идею, закон.
Как сравнивать
- Установи основание для сравнения.
- Определи цель сравнения: для чего сравниваешь?
- Наметь план, по которому будешь сравнивать, прежде всего выдели главные признаки, по которым будешь сравнивать.
По плану находи сходства и различия между объектами, предметами, явлениями.
Сделай вывод из сравнения.
РАБОТА С ТЕТРАДЬЮ
Люби тетрадь, и она тебе поможет
Задумывался ли ты когда-нибудь о назначении тетради? Для чего она нужна? В тетради ученики выполняют классные и домашние задания; учитель, проверяя тетради, выставляет оценки; в тетради фиксируется самое важное по теме урока и т. д. Конечно, тетрадь необходимо правильно оформить и вести ее в соответствии с требованиями учителя. «Это мне все известно и понятно», – ответишь ты, и будешь, конечно, прав. Нам бы хотелось вернуться к тем замечательным словам, которые написали о тетради ученики 6 класса нашей Гимназии: «Люби тетрадь, и она тебе поможет». Действительно, хорошо оформленная, аккуратная тетрадь не только подскажет тебе на уроке и дома, но и поддержит, повысит настроение в трудную минуту. Просматривая свою тетрадь, ты восстановишь в памяти весь пройденный материал; еще раз обратишь внимание на свои ошибки с тем, чтобы их больше не делать... Относись к своей тетради как к другу, и она ответит тебе тем же! Может, тебе пригодятся советы учеников 5 и 6 классов по оформлению, ведению и использованию тетради?
1. Оформление тетради:
- оберни тетрадь (используй для этого специальную обложку);
- аккуратно подпиши ее;
- записи производи синей ручкой, а темы выделяй зеленой (если учитель не предъявляет других требований);
- оформляй все работы в соответствии с требованиями учителя.
2. Ведение тетради:
- выполняй все работы (в т. ч. рисунки, схемы и др.) аккуратно;
- не рисуй и не записывай в тетради лишнего (не касающегося темы урока);
- не мни тетрадь;
- пиши аккуратно, разборчиво;
- не пачкай тетрадь;
- не стирай ручку резинкой;
- записывай правила и все самое важное по теме урока.
Умей проверять и исправлять ошибки:
- проверяй работу от начала к концу и наоборот;
- каждое слово читай по слогам;
- если ты не уверен в правильности написания слова, попробуй вспомнить правило;
- если ты допустил ошибку, не расстраивайся – аккуратно зачеркни карандашом;
- не используй замазку;
- делай работу над ошибками (анализ ошибок);
- если ты не уверен, сначала пиши на черновике;
- подумай, а потом пиши.
3. Использование тетради:
- просматривай записи, сделанные в тетради;
анализируй свои ошибки, просматривая различные виды работ.
КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ
Сочинение» происходит от древнерусского слова «чин», т. е. порядок и означает не просто изложение своих знаний, но изложение их в определенном порядке, системе.
А. А. Крундышев «Как работать над сочинением»
Чтобы получить удовольствие от такого интересного, творческого вида работы как сочинение, необходимо хорошо подготовиться к нему: выбрать тему, продумать план (в этом тебе поможет см. схема 4). Приступать к работе над сочинением по литературному произведению можно только после его внимательного (лучше неоднократного) прочтения.
- Выбор темы сочинения зависит от твоих симпатий, вкусов, отношения к героям произведения.
- План сочинения должен включать в себя 3 пункта: вступление, основную часть и заключение.
- Во вступлении ты можешь обосновать выбор темы, обозначить проблемы (в форме вопросов или утверждений), которые тебе предстоит раскрыть в основной части сочинения. В заключении необходимо сделать выводы, ответить на те вопросы, которые ты сформулировал во вступлении.
- Если ты решил выбрать эпиграф к своему сочинению, помни, что ЭПИГРАФ – это краткое изречение, взятое из литературных источников, отражающее ведущую мысль, характер темы.
- Чтобы подтвердить свои мысли, используй краткие, точные и дословные выдержки из текста – цитаты.
- Об особенностях сочинений разных жанров (сочинение-размышление, эссе, анализ поэтического произведения и т. д.) расскажет учитель. Не стесняйся задавать ему вопросы!
- Твоя письменная речь (как и устная) должна быть связной, а это значит, что каждое следующее предложение должно продолжать мысль, изложенную в предыдущем!
Схема
1. Я выбрал эту тему, потому что
2. Чтобы раскрыть тему, я должен ответить на следующие вопросы:
3. Для того чтобы ответить на эти вопросы, я должен: проанализировать следующую литературу (словари, научные исследования по данному произведению, получить информацию из других источников (телевидение, радио, кинофильмы, и т. д.), выбрать цитаты по теме сочинения.
4. План моего сочинения:
1)Вступление (выпиши основную мысль вступления):
2) Основная часть.
3) Заключение (выводы).
Памятки – алгоритмы формирования устного ответа учащегося на уроках истории
1.Памятка: как работать с исторической книгой, текстом
- Определи, как построена книга.
- Прочитай заданный текст.
- Проанализируй событие или явление. Сделай все необходимые выводы. Особое внимание удели датам важнейших событий, хронологическим рамкам, периодам значительных явлений и процессов.
- Отбери важное, основное. Соотнеси год с веком, установи последовательность и длительность исторических событий.
- Ответь на вопросы к тексту.
- Составь план ответа на уроке (на выбор):
А) простой план – четко сформулируй главные мысли и запиши в пронумерованном порядке, не нарушая логику и последовательность перечисления существенных положений.
Б) сложный план – выдели и кратко сформулируй основные идеи источника, найди в нем положения, раскрывающие, конкретизирующие, подтверждающие главные мысли. Запиши их в виде пунктов и подпунктов. Убедись, что названия пунктов и подпунктов плана не дублируют друг друга и их достаточно для аргументации основных положений, а в целом содержание плана не искажает и не сужает информацию и логику источника.
В) тезисный план – изложи основные идеи в виде последовательных пунктов.
Г) конспект – запиши тезисы в расширенном виде, дополни цитатами, цифрами, таблицами, схемами.
Д) тематический конспект – законспектируй несколько тем, с целью всесторонне изучить определенную проблему
- Перескажи прочитанный материал, опираясь на план.
- Используй составленный план при подготовке домашнего задания к следующему уроку (при вторичном воспроизведении текста).
- Отвечай на уроке согласно проработанному плану. Рассказывай (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках и результатах, используя цитаты текста, иллюстрации учебника и дополнительной литературы, макеты, схемы, историческую карту.
2.Памятка – алгоритм по формированию (развитию) умения доказывать
- Запомни: доказательство состоит из аргумента (довода), рассуждения, вывода.
- Проанализируй задание, проясни, что требуется доказать.
- Определи вывод, который будешь доказывать.
- Проведи поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках, какими будешь пользоваться для аргументации своих выводов. Сравни данные разных источников, выяви их сходство и различия.
- Выдели существенные факты, подтверждающие твой вывод, систематизируй их.
- Логично выстрой свои доказательства, свяжи их с выводом.
- Подумай, все ли аргументы исчерпаны.
- Будь готов вступить в дискуссию по поводу данной проблемы.
- Прояви терпение, будь спокоен, слушая иную точку зрения на данную проблему.
- Будь лояльным, гибким, способным пойти на компромисс.
- Памятка – алгоритм по требованию к качеству речи.
- Содержательность: правильное, глубокое, полное, конкретное освещение темы.
- Логичность: последовательность изложения, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов.
- Богатство речи: образное и яркое выражение мыслей и чувств путем использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т. д.
- Правильность и чистота речи.
- Овладение стилем изложения, исторической терминологией: использование собственного словаря основных понятий и терминов, составленного в течение занятий.
- Использование лексики, позволяющей характеризовать историческую эпоху.
|