Главная » 2019 » Февраль » 3 » КАК ЛУЧШЕ ЗАПОМНИТЬ ИЗУЧАЕМЫЙ МАТЕРИАЛ
19:38
КАК ЛУЧШЕ ЗАПОМНИТЬ ИЗУЧАЕМЫЙ МАТЕРИАЛ

Часто на уроках учителя и учащиеся сталкиваются с такой проблемой: ученик знает устный  материал, но не может воспроизвести его, т.е. пересказать содержимое параграфа, статьи и т.д. Чтобы подобные ситуации перестали быть проблемами предлагаю следующие советы для учащихся.

КАК ЛУЧШЕ ЗАПОМНИТЬ ИЗУЧАЕМЫЙ МАТЕРИАЛ

  1. Учи материал в определённый час. Таким образом, ты приучишь мозг к наилучшему восприятию именно в это время. Это становится своего рода условным рефлексом, и ты запоминаешь быстрее и с меньшими усилиями. Вечерний час перед сном – прекрасное время для запоминания. Равно как и утренний час после пробуждения.
  2. При запоминании необходимо знать и использовать канал восприятия, который является для тебя ведущим (ниже мы расскажем тебе, как определить ведущий канал восприятия).
  1. Для визуалов (обладающих зрительной памятью) важно «сфотографировать» стихотворение, зрительно представить образы, на которых построено стихотворение.
  2. Для кинестетиков - сопровождать заучивание параллельным действием (например, хлопки в ладоши в ритме стихотворения или любые другие движения).
  3. Аудиалам лучше учить стихотворение вслух, улавливая его ритм и особенности интонации, смысловые паузы, многократно повторяя стихотворение слушателям (пусть даже воображаемым).
  4. Дигиталам необходимо представить материал в виде схемы, таблицы и т.д.

Часто повторяй материал, который учишь наизусть. Просмотри три, четыре, пять раз один и тот же текст. Через 24 часа после первого занятия ты забываешь наибольшую часть выученного текста. Поэтому первое повторение не должно быть позже 24 часов и раньше 5-6 часов после первого заучивания.

 

Как готовиться к устному ответу

При подготовке устного ответа воспользуйся следующими советами:

  1. Приступая к работе, вдумайся в формулировку данного вопроса.
  2. Посмотри на вопрос, как на задачу. Проведи анализ (какими фактами ты располагаешь, к какому выводу можно подвести слушателей).
  3. Внимательно прочитай учебник. При чтении: выдели главную мысль; разбей прочитанное на смысловые абзацы; обрати внимание на чертежи, схемы, таблицы. Убедись, что всё понятно.
  4. Раздели лист на две части.
  1. в левой наметь план ответа. Следи, чтобы этапы плана не нарушали логических рассуждений.
  • в правой части сделай необходимые выборки к пунктам плана: примеры, правила, формулировки, схематические записи.
  1. Если какие-то вопросы забыты, повтори пункт учебника, рекомендованный учителем. Смело обращайся к справочникам.
  2. Убедись, что каждый этап плана обоснован. Особое внимание обрати на наиболее важные факты.
  3. Повтори ответ по правой стороне листа, и придерживайся составленного плана.
  4. Опираясь на рецензию (план приведён ниже), оцени свой ответ.

При ответе у доски особо выдели: анализ, главную мысль, сделай вывод.

План рецензии на устный ответ

По данному плану ты сможешь оценить как свой ответ, так и ответ товарища

  1. Был ли использован при ответе план? Что удачно в плане, что утеряно?
  2. Можно ли назвать ответ логичным, полным?
  3. Можно ли назвать ответ доказательным? Какие ответы не обоснованы примерами?
  4. Проверь правильность формулировок, аксиом, теорем. Если были ошибки – поправь.
  5. Получен ли ответ на поставленный вопрос? Как проведено сравнение, обобщение, сделан ли вывод?
  6. Исправь ошибки, внеси дополнения, предложи более удачный план ответа.
  7. Правильно ли использовались и использовались ли вообще чертежи, модели, таблицы, наглядные пособия.
  8. Были ли вопросы, которые остались непонятными тебе в ответе или не усвоенными при изучении.

Оцени ответ.

Работа с учебником

1. Внимательно прочитай название параграфа. Информация о содержании заключена уже в нём. Вспомни, что ты уже знаешь по данному вопросу, что читал, что слышал, посмотри записи в тетрадке.

2. Выдели основные части, главные мысли, наметь план текста.

3. Установи логическую связь и зависимость между сведения, изложенными в параграфе, попытайся составить опорный конспект, схемы, таблицы по тексту учебника.

4. Сравнивай, изучаемые явления, делай обобщения и выводы (эти мыслительные операции мы рассмотрим ниже).

5. Найди в тексте то, что необходимо выучить наизусть. Выучи этот материал, используя памятку «Как запоминать материал».

Как обобщать

  1. Выдели главное понятие из данного тебе задания.
  2. Проверь, как понимаешь его смысл.
  3. Отбери основные типичные факты из материала. данной темы.
  4. Сравни их между собой, выдели общее, главное, проанализируйте материал, проследи его развитие.
  5. Сделай вывод, найди закономерность, главную идею, закон.

Как сравнивать

  1. Установи основание для сравнения.
  2. Определи цель сравнения: для чего сравниваешь?
  3. Наметь план, по которому будешь сравнивать, прежде всего выдели главные признаки, по которым будешь сравнивать.

По плану находи сходства и различия между объектами, предметами, явлениями.

Сделай вывод из сравнения.

 

РАБОТА С ТЕТРАДЬЮ

Люби тетрадь, и она тебе поможет

Задумывался ли ты когда-нибудь о назначении тетради? Для чего она нужна? В тетради ученики выполняют классные и домашние задания; учитель, проверяя тетради, выставляет оценки; в тетради фиксируется самое важное по теме урока и т. д. Конечно, тетрадь необходимо правильно оформить и вести ее в соответствии с требованиями учителя. «Это мне все известно и понятно», – ответишь ты, и будешь, конечно, прав. Нам бы хотелось вернуться к тем замечательным словам, которые написали о тетради ученики 6 класса нашей Гимназии: «Люби тетрадь, и она тебе поможет». Действительно, хорошо оформленная, аккуратная тетрадь не только подскажет тебе на уроке и дома, но и поддержит, повысит настроение в трудную минуту. Просматривая свою тетрадь, ты восстановишь в памяти весь пройденный материал; еще раз обратишь внимание на свои ошибки с тем, чтобы их больше не делать... Относись к своей тетради как к другу, и она ответит тебе тем же! Может, тебе пригодятся советы учеников 5 и 6 классов по оформлению, ведению и использованию тетради?

1. Оформление тетради:

- оберни тетрадь (используй для этого специальную обложку);

- аккуратно подпиши ее;

- записи производи синей ручкой, а темы выделяй зеленой (если учитель не предъявляет других требований);

- оформляй все работы в соответствии с требованиями учителя.

2. Ведение тетради:

- выполняй все работы (в т. ч. рисунки, схемы и др.) аккуратно;

- не рисуй и не записывай в тетради лишнего (не касающегося темы урока);

- не мни тетрадь;

- пиши аккуратно, разборчиво;

- не пачкай тетрадь;

- не стирай ручку резинкой;

- записывай правила и все самое важное по теме урока.

Умей проверять и исправлять ошибки:

- проверяй работу от начала к концу и наоборот;

- каждое слово читай по слогам;

- если ты не уверен в правильности написания слова, попробуй вспомнить правило;

- если ты допустил ошибку, не расстраивайся – аккуратно зачеркни карандашом;

- не используй замазку;

- делай работу над ошибками (анализ ошибок);

- если ты не уверен, сначала пиши на черновике;

- подумай, а потом пиши.

3. Использование тетради:

- просматривай записи, сделанные в тетради;

анализируй свои ошибки, просматривая различные виды работ.

КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ

Сочинение» происходит от древнерусского слова «чин», т. е. порядок и означает не просто изложение своих знаний, но изложение их в определенном порядке, системе.

А. А. Крундышев «Как работать над сочинением»

Чтобы получить удовольствие от такого интересного, творческого вида работы как сочинение, необходимо хорошо подготовиться к нему: выбрать тему, продумать план (в этом тебе поможет см. схема 4). Приступать к работе над сочинением по литературному произведению можно только после его внимательного (лучше неоднократного) прочтения.

  1. Выбор темы сочинения зависит от твоих симпатий, вкусов, отношения к героям произведения.
  2. План сочинения должен включать в себя 3 пункта: вступление, основную часть и заключение.
  3. Во вступлении ты можешь обосновать выбор темы, обозначить проблемы (в форме вопросов или утверждений), которые тебе предстоит раскрыть в основной части сочинения. В заключении необходимо сделать выводы, ответить на те вопросы, которые ты сформулировал во вступлении.
  4. Если ты решил выбрать эпиграф к своему сочинению, помни, что ЭПИГРАФ – это краткое изречение, взятое из литературных источников, отражающее ведущую мысль, характер темы.
  5. Чтобы подтвердить свои мысли, используй краткие, точные и дословные выдержки из текста – цитаты.
  6. Об особенностях сочинений разных жанров (сочинение-размышление, эссе, анализ поэтического произведения и т. д.) расскажет учитель. Не стесняйся задавать ему вопросы!
  7. Твоя письменная речь (как и устная) должна быть связной, а это значит, что каждое следующее предложение должно продолжать мысль, изложенную в предыдущем!

Схема 

1. Я выбрал эту тему, потому что

2. Чтобы раскрыть тему, я должен ответить на следующие вопросы:

3. Для того чтобы ответить на эти вопросы, я должен: проанализировать следующую литературу (словари, научные исследования по данному произведению, получить информацию из других источников (телевидение, радио, кинофильмы, и т. д.), выбрать цитаты по теме сочинения.

4. План моего сочинения:

1)Вступление (выпиши основную мысль вступления):

2) Основная часть.

3) Заключение (выводы).

 

Памятки – алгоритмы формирования устного ответа учащегося на уроках истории

1.Памятка: как работать с исторической книгой, текстом

  1. Определи, как построена книга.
  2. Прочитай заданный текст.
  3. Проанализируй событие или явление. Сделай все необходимые выводы. Особое внимание удели датам важнейших событий, хронологическим рамкам, периодам значительных явлений и процессов.
  4. Отбери важное, основное. Соотнеси год с веком, установи последовательность и длительность исторических событий.
  5. Ответь на вопросы к тексту.
  6. Составь план ответа на уроке (на выбор):

А) простой план – четко сформулируй главные мысли и запиши в пронумерованном порядке, не нарушая логику и последовательность перечисления существенных положений.

Б) сложный план – выдели и кратко сформулируй основные идеи источника, найди в нем положения, раскрывающие, конкретизирующие, подтверждающие главные мысли. Запиши их в виде пунктов и подпунктов. Убедись, что названия пунктов и подпунктов плана не дублируют друг друга и их достаточно для аргументации основных положений, а в целом содержание плана не искажает и не сужает информацию и логику источника.

В) тезисный план – изложи основные идеи в виде последовательных пунктов.

Г) конспект – запиши тезисы в расширенном виде, дополни цитатами, цифрами, таблицами, схемами.

Д) тематический конспект – законспектируй несколько тем, с целью всесторонне изучить определенную проблему

  1. Перескажи прочитанный материал, опираясь на план.
  2. Используй составленный план при подготовке домашнего задания к следующему уроку (при вторичном воспроизведении текста).
  3. Отвечай на уроке согласно проработанному плану. Рассказывай (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках и результатах, используя цитаты текста, иллюстрации учебника и дополнительной литературы, макеты, схемы, историческую карту.

 

2.Памятка – алгоритм по формированию (развитию) умения доказывать

 

  1. Запомни: доказательство состоит из аргумента (довода), рассуждения, вывода.
  2. Проанализируй задание, проясни, что требуется доказать.
  3. Определи вывод, который будешь доказывать.
  4. Проведи поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках, какими будешь пользоваться для аргументации своих выводов. Сравни данные разных источников, выяви их сходство и различия.
  5. Выдели существенные факты, подтверждающие твой вывод, систематизируй их.
  6. Логично выстрой свои доказательства, свяжи их с выводом.
  7. Подумай, все ли аргументы исчерпаны.
  8. Будь готов вступить в дискуссию по поводу данной проблемы.
  9. Прояви терпение, будь спокоен, слушая иную точку зрения на данную проблему.
  10. Будь лояльным, гибким, способным пойти на компромисс.

 

  1. Памятка – алгоритм по требованию к качеству речи.

 

  1. Содержательность: правильное, глубокое, полное, конкретное освещение темы.
  2. Логичность: последовательность изложения, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов.
  3. Богатство речи: образное и яркое выражение мыслей и чувств путем использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т. д.
  4. Правильность и чистота речи.
  5. Овладение стилем изложения, исторической терминологией: использование собственного словаря основных понятий и терминов, составленного в течение занятий.
  6. Использование лексики, позволяющей характеризовать историческую эпоху.

 

 

 

 

 

 

Просмотров: 359 | Добавил: Елена_Петренко | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar