Главная » Статьи » Мои статьи

Общение и его роль в жизни человека

Презентация на тему "Общение" по обществознанию для 5 класса  

Сегодня мы постараемся охарактеризовать общение как своеобразную деятельность.

Представьте такую ситуацию: очень богатый родственник  оставил вам в наследство остров. На острове много различных зданий, зелени, гавань с яхтой и пляжем. Здесь круглый год стоит теплая погода.Из завещания вы узнаете, что на острове вы сможете провести остаток жизни, не испытывая ни в чем нужды, но при одном условии - вы никогда никого не должны приглашать на этот остров. Вы можете заказать все что пожелаете, специальные люди будут выполнять ваши просьбы, но на острове вы будете жить один.

Как бы вы поступили в таком случае, принимая во внимание то, что условия завещания изменять нельзя?

-Что дает человеку общение с другими людьми?

Люди передают друг другу знания, опыт, обмениваются мнениями и впечатлениями, делятся чувствами, открывают других людей и при этом лучше узнают себя (я тебе - своё Я, ты мне – своё Я).

- Происходит ли общение, когда человек читает книгу, выступает с лекцией, смотрит телевизор? Конечно!

 «Самая главная роскошь на земле – это роскошь человеческого общения»

(Антуан де Сент-Экзюпери).

Каждый день мы общаемся с разными людьми. Общение начинается с самого рождения. Чем старше мы становимся, тем лучше понимаем, с кем бы хотели дружить, а с кем нет, определяем свои симпатии и антипатии. У всех людей есть возможности и способности общаться с другими людьми. Но кто-то делает это лучше, а кто-то хуже. Сегодняшнее занятие будет способствовать осознанию роли и принципов общения между людьми.

Общению нужно учиться, чтобы оно приносило радость и пользу.

            Характеристика общения как своеобразной деятельности человека

 

Общение – это форма взаимодействиячеловека с другими людьми.

 

Роль общения:

  • коммуникативная - обмен информацией между людьми;
  • интерактивная - организация взаимодействия между людьми;
  • перцептивная  - процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

 

Этапы общения:

  • потребность в общении;
  • ориентировка в целях общения, в ситуации общения;
  • ориентировка в личности собеседника;
  • планирование содержания своего общения: человек планирует, представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет;
  • бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести;
  • восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи;
  • корректировка направления, стиля, методов общения.

 

Из истории

Мы с удовольствием проводим время с теми, кто нас понимает, кто нам интересен, и стараемся избегать общения с людьми которые неприятны и не вызывают симпатии. Однако такое общение не только неизбежно, оно может быть плодотворным и полезным.

 Примером тому может служить Авраам Линкольн, выдающийся президент Америки. Своё общение с людьми он строил таким образом, что не только не избегал общения с неприятными ему людьми, но и отвечал на неприязнь по отношению к себе тёплым и человечным отношением. В 1864 году, в разгар предвыборной борьбы за президентский пост, Аврааму Линкольну пришлось столкнуться с очень мстительным, решительным и влиятельным оппонентом Чарльзом Совордом. Этот человек использовал любую возможность, чтобы выразить негативное отношение к будущему президенту Америки. Однако, несмотря на это, Линкольн победил и неожиданно для всех пригласил Соворда занять один из ключевых постов в своей администрации. Близкое окружение Линкольна не могло понять, почему президент это сделал и как он сумел найти общий язык с Совордом.

 Линкольн был не только умён, но и дальновиден. Он сумел разглядеть в Соворде незаурядные качества личности и превратил ненависть в дружбу.

Соворд был поражён отношением Линкольна к себе, служил в его администрации верой и правдой на пользу государству. Именно Соворд стал человеком, с которым Линкольн провёл последние минуты своей жизни, когда был смертельно ранен.

 

Виды общения:

  • “контакт масок”- формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника,используются привычные маски (вежливости, строгости, скромности) - набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции,отношение к собеседнику (безличностный контакт: в автобусе не принято задавать вопросы личного характера случайному спутнику (“Вы, должно быть, сегодня плохо спали?”) или сообщать что-либо из своей личной сферы (“Знаете, я разочаровался в жизни”). Приняты лишь безличные коммуникативные стимулы типа: “Разрешите? — Пожалуйста”, “Извините! — Ничего страшного” и т. п. Маска скорби подходит для похорон, но не для свадьбы);
  • примитивное общение- когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен – то активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют грубые реплики; получили от собеседника желаемое - теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого (бывают семьи, где отец всегда прав, с ним нельзя спорить; наказал старшего сына, а тот возместил свою злость на младших братьях);
  • формально-ролевое общение – когда регламентированы и содержание, и средства общения, вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли (врач – пациент, продавец – покупатель, полицейский и водитель, нарушитель ПДД);
  • манипулятивное общение- направлено на получение выгоды от собеседника, при этом используются разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты и т.п.) в зависимости от особенностей личности собеседника (руководители, офицер в армии, родители, учитель, угодливые, шантажисты, аферисты и др.);
  • светское общение - суть в его беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в таких случаях, это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения.

Кодекс светского общения:

- вежливость, такт, «соблюдай интересы другого»;

- одобрение, согласие, «не порицай другого»;

- симпатия, «будь доброжелателен, приветлив».

  • духовное общение друзей - когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет все и по выражению лица, движениям, интонациям (такое общение возможно тогда, когда участник знает собеседника, может предвидеть его реакции, интересы), именно такое общение доставляет нам самую большую радость в жизни;
  • деловое общение – когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

Кодекс делового общения:

- принцип кооперативности – «твой вклад должен быть таким, каким требует совместно принятое направление разговора»;

- принцип достаточности информации – «говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент»;

- принцип качества информации – «не ври»;

- принцип целесообразности – «не отклоняйся от темы, сумей найти решение»;

- выражай мысль ясно и убедительно;

- умей слушать и понять нужную мысль;

- умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела.

 

Я думаю, что вы поняли, какой вид общения избрать, чтобы получить удовольствие от общения и какой, чтобы разрешить проблему, выяснить отношения, поддержать или самому получить поддержку.

 

Правила общения

1. Не оправдывайте себя! (меня не понимают, меня не ценят, ко мне несправедливы,               я забыла и т.д.)

2. Не снимайте с себя ответственности!

3. Не общайтесь с людьми только из-за внешних стереотипов!

4. Будьте искренни!

5. Будьте мужественны!

6. Будьте справедливы!

7. Будьте вежливы, и у вас будет много друзей, все окружающие люди будут уважать вас.

8. Будьте внимательны, не забывайте приветствовать людей при встрече, благодарить и прощаться.

9. К взрослым людям обращайтесь уважительно, на “вы”.

10. Считайтесь с чужим мнением!

11. Не бойтесь говорить правду!

12. Радуйтесь успехам людей, которые вас окружают!

13. Будьте естественны в общении!

14. Не бойтесь правды, высказанной в ваш адрес!

15. Анализируйте свои отношения с людьми, смотритесь в них, как в зеркало!

Категория: Мои статьи | Добавил: Юлия-Шамрицкая (30.10.2020)
Просмотров: 591 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar