Главная » Статьи » Мои статьи

Гигиена умственного труда

Гигиена в переводе с греческого языка означает «здоровый». Гигиена, область медицины, изучающая влияние условий жизни и труда на здоровье человека. Данное направление медицины разрабатывает меры профилактики (предупреждения) заболеваний. Гигиена направлена на обеспечение оптимальных условий существования, сохранения здоровья и продления жизни.
Труд человека может быть физическим и умственным. Когда человек делает что-либо руками, напрягает мышцы, активно двигается, то это – физический труд. Когда же нам приходится думать, читать, считать, решать задачи, писать, рисовать, работать на компьютере и выполнять другие умственные действия, то это уже – умственный труд.
Для осуществления умственного труда очень важны внимание, память, хорошая работоспособность и низкая степень утомления.

Сохранение высокой работоспособности осуществляется путем чередования труда и отдыха, следования определенному режиму и традициям. Это составляет основу внутренней организации жизни. Вспомним великолепный режим, выработанный для себя А.В.Суворовым, которому впоследствии подражали многие поколения военных. Известно, что и величайший полководец Великой Отечественной войны Г.К.Жуков немало внимания уделял режиму, закалке, спорту.
Но режим нужен не только военным. Он нужен каждому из нас. Режим сам по себе может помочь выработать полезные привычки, связать между собой труд и отдых, умственный и физический труд, спорт и самообслуживание. Разумный, дисциплинирующий режим, созданный человеком для себя, имеет чрезвычайно большую ценность в организации его жизни и самовоспитания.
Режим служит достижению ощутимых результатов в учении и труде при сохранении здоровья и высокой работоспособности. Он нужен и для того, чтобы превратить труд и учение в управляемое саморазвитие своих сил и способностей. Режим – это самоорганизация поведения и деятельности, без него не выработать умений и навыков самовоспитания. Наконец, режим – способ управления временем, отработка умения беречь его. А время – не деньги, это нечто более дорогое; время – это полнота жизни, ее красота, это счастье. Кто не умеет беречь время, тот ни на что его не имеет: ни для наслаждения выполняемым любимым делом, ни для обогащения знаниями, ни для общения с природой, интересными людьми. Режим посвящен организации дела, он корректирует труд и отдых, а отдых, как известно, деятельность по восстановлению работоспособности и в то же время это умение наслаждаться жизнью, понимание и восприятие прекрасного во всем, что нас окружает.
Режим, который способствует оптимальному использованию своих сил и способностей, вызывает бодрость, мажор. Ведь если все заранее спланировано и выполнено, возникает удовлетворение собой и жизнью.
С чего же следует начинать отработку режима? Прежде всего с учета затрат времени и сил в вашем привычном образе жизни. Вначале выявите, с чем связаны потери времени. Для этого в течение недели ежедневно заносите в тетрадь простые записи: сколько часов отняла учеба и другие занятия, сколько – домашние дела, сколько – разговоры со сверстниками, игры, просмотр телевизионных программ, сколько – дорога в школу и обратно, сколько времени ушло на еду, отдых и т. д. Суммарные затраты времени покажут вам, на что и как вы его используете. Затем познакомьтесь с режимом дня ваших знакомых, товарищей, сравните его с собственным режимом, определите, что можно позаимствовать для себя. Далее почитайте различные рекомендации по составлению режимов дня для учащихся и сравните со своим режимом. Определите, где и почему у вас возникли отступления, и только после этого можно усовершенствовать собственный режим. При составлении режима надо учитывать следующее:
1. Чередование труда и отдыха с целью поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья. Здесь не может быть стандартов, поскольку одному сложнее входить в работу, но, начав ее, он после долго и равномерно трудится, другой быстро входит в работу, но нуждается в перерывах для поддержания работоспособности, третий утомляется при однообразной работе, но сохраняет высокую работоспособность при работе творческой и т. д.
2. Чередование различных видов деятельности. И здесь тоже нет штампов: один хорошо усваивает и наиболее продуктивно работает в утренние часы (с 7.30 до 11.30), у другого наступает высокая работоспособность лишь, допустим, с 16 и держится до 20 часов. Различны и периоды для активной физической деятельности. Поэтому каждый должен опытным путем установить, в какой последовательности лучше учить учебные предметы, какие виды труда должны следовать друг за другом.
3. Гигиенические меры по сохранению здоровья: питание, сон, одежда, гигиена помещения. Известно, что прием пищи в одно и то же время обеспечивает не только хороший аппетит, но и нормальное пищеварение, предупреждает желудочно-кишечные заболевания. Сон отнимает от 6 до 10 часов в сутки. Сон менее 6 часов снижает работоспособность на 30 % в течение всего дня. Одинаково вреден и длительный сон: нервная система человека чрезмерно расслабляется, и он уже до конца дня не может себя мобилизовать на активную деятельность.
4. Особенности климата. В летнюю жару, кпримеру, лучше всего учиться и трудиться с раннего утра (с 6 до 12 дня) или после 17 часов.
5. Выполнение режима зависит от двух факторов: силы воли и здоровья. Главным врагом режима является лень – своеобразное безволие человека, когда он не может заставить себя четко выполнять свои обязанности, свой план и режим. Лень, вялость, инертность губят здоровье. Среди долгожителей не бывает лентяев, среди трудолюбивых мало больных.
6. Тому, кто учится, крайне важно не пренебрегать физическими нагрузками, а тому, кто трудится физически, – напряжением ума. Тело и разум – взаимная опора.

Категория: Мои статьи | Добавил: Ольга_Варуша (19.10.2021)
Просмотров: 166 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar