Главная » 2020 » Март » 29 » Смысловое чтение на уроках математики при решении текстовых задач
22:13
Смысловое чтение на уроках математики при решении текстовых задач

Читать – это ещё ничего не значит;

что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело.

К.Д. Ушинский

Чтение – это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для детей в учебе. С другой стороны, чтение играет важную роль в социализации обучающихся. И наконец, чтение выполняет воспитательную функцию, формируя оценочно-нравственную позицию человека.

Первоначальные математические знания усваиваются детьми в определенной, приспособленной к их пониманию системе, в которой отдельные положения логически связаны одно с другим, вытекают одно из другого. При сознательном усвоении математических знаний учащиеся пользуются основными операциями мышления в доступном для них виде: анализом и синтезом, сравнением, абстрагированием и конкретизацией, обобщением; ученики делают индуктивные выводы, проводят дедуктивные рассуждения.

Сознательное усвоение учащимися математических знаний развивает математическое мышление учащихся. Овладение мыслительными операциями в свою очередь помогает учащимся успешнее усваивать новые знания. Как научить современных школьников самостоятельно работать с текстом учебника, текстом задачи?

Цель смыслового чтения – максимально точно понять содержание текста, уловить все детали и осмыслить полученную информацию. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, обучающимся нужно четко понимать смысл текста, составлять систему образов, т.е. осуществлять познавательную деятельность. Когда учащийся внимательно вчитывается в каждую строчку, он проникается смыслом благодаря анализу текста, что влияет на его собственное развитие. Вдумчивое чтение активизирует работу воображения, создание образов.

Текст учебника математики отличается от других учебников еще и тем, что он насыщен формулировками. Дети с большим трудом запоминают формулировки теорем, правил и алгоритмов выполнения того или иного действия, они их не учат дословно, упуская порой важные слова или искажая смысл. Из-за этого у ребенка возникает неверное ощущение, что он все выучил хорошо, верно привел формулировку.

Итак, важнейшее обще учебное действие – это смысловое чтение:

- извлечение информации; определение основной и второстепенной информации;

- построение речевых высказываний, адекватно, осознанно и произвольно передающих содержание текста, дающих ответ на вопрос;

- логические действия, направленные на анализ, обобщение, классификацию, рассуждения и умозаключения на основе прочитанного текста.

Стратегии смыслового чтения чётко прослеживаются в этапах работы над решением текстовых задач на уроках математики. Ученики учатся активно участвовать в чтении, анализировать текст, преломлять знания, соотносить новые знания с теми знаниями, которые получены ранее. Учатся самостоятельно, продуманно получать знания. Все это необходимо для продолжения образования, самообразования, и дальнейшей социальной деятельности.

Просмотров: 614 | Добавил: Олеся_Панкова | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 0
avatar