22:13 Смысловое чтение на уроках математики при решении текстовых задач | |
Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело. К.Д. Ушинский Чтение – это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для детей в учебе. С другой стороны, чтение играет важную роль в социализации обучающихся. И наконец, чтение выполняет воспитательную функцию, формируя оценочно-нравственную позицию человека. Первоначальные математические знания усваиваются детьми в определенной, приспособленной к их пониманию системе, в которой отдельные положения логически связаны одно с другим, вытекают одно из другого. При сознательном усвоении математических знаний учащиеся пользуются основными операциями мышления в доступном для них виде: анализом и синтезом, сравнением, абстрагированием и конкретизацией, обобщением; ученики делают индуктивные выводы, проводят дедуктивные рассуждения. Сознательное усвоение учащимися математических знаний развивает математическое мышление учащихся. Овладение мыслительными операциями в свою очередь помогает учащимся успешнее усваивать новые знания. Как научить современных школьников самостоятельно работать с текстом учебника, текстом задачи? Цель смыслового чтения – максимально точно понять содержание текста, уловить все детали и осмыслить полученную информацию. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, обучающимся нужно четко понимать смысл текста, составлять систему образов, т.е. осуществлять познавательную деятельность. Когда учащийся внимательно вчитывается в каждую строчку, он проникается смыслом благодаря анализу текста, что влияет на его собственное развитие. Вдумчивое чтение активизирует работу воображения, создание образов. Текст учебника математики отличается от других учебников еще и тем, что он насыщен формулировками. Дети с большим трудом запоминают формулировки теорем, правил и алгоритмов выполнения того или иного действия, они их не учат дословно, упуская порой важные слова или искажая смысл. Из-за этого у ребенка возникает неверное ощущение, что он все выучил хорошо, верно привел формулировку. Итак, важнейшее обще учебное действие – это смысловое чтение: - извлечение информации; определение основной и второстепенной информации; - построение речевых высказываний, адекватно, осознанно и произвольно передающих содержание текста, дающих ответ на вопрос; - логические действия, направленные на анализ, обобщение, классификацию, рассуждения и умозаключения на основе прочитанного текста. Стратегии смыслового чтения чётко прослеживаются в этапах работы над решением текстовых задач на уроках математики. Ученики учатся активно участвовать в чтении, анализировать текст, преломлять знания, соотносить новые знания с теми знаниями, которые получены ранее. Учатся самостоятельно, продуманно получать знания. Все это необходимо для продолжения образования, самообразования, и дальнейшей социальной деятельности. | |
|
Всего комментариев: 0 | |