Главная » 2018 » Ноябрь » 8 » Рекомендации для родителей
13:07
Рекомендации для родителей

Выбор профессии – задача не из легких даже для взрослых людей, обладающих определенной личностной зрелостью. Еще более сложной она является для старшеклассников, поэтому, помощь родителей в ее решении велика. Родители способствуют формированию интересов, привычек, лучше чувствуют, знают особенности характера, способности своего ребенка и готовы первыми прийти на помощь».

В «Рекомендациях для родителей» представлена информация о том как  оказать своему ребенку посильную помощь в решении вопроса: «Кем стать?».

1 этап

Принятие решения о выборе профессии

Важнейшая задача этого этапа – помочь ребенку разобраться в своих профессиональных интересах и склонностях, сильных и слабых сторонах своей личности.

На данном этапе подросток особенно нуждается в поддержке и одобрении со стороны родителей, это помогает ему приобрести уверенность в себе и снизить уровень тревожности.При оказании помощи подростку в выборе профессии, необходимо помочь ему избежать типичных ошибок.

Таким образом, знание ошибок поможет оградить молодого человека от лишних или неверных шагов, сэкономит время и поможет получить наиболее подходящую профессию».

Типичные ошибки при выборе профессии:

Выбор профессии «за компанию».

Часто молодой человек или девушка, не имея представления о своих возможностях и способностях, не желая расставаться с друзьями, поступает в учебное заведение «за компанию».

Выбор «престижной» профессии.

Многие родители ориентируют своих детей на «престижные профессии», не учитывая при этом - является ли она востребованной на рынке труда. В данный момент востребованными являются рабочие профессии, но многие родители считают, что такие профессии не для их ребенка и глубоко ошибаются. Не могут же все быть руководителями, бизнесменами, юристами и экономистами, возможно, рабочая профессия может стать первой ступенью к руководящей должности в будущем.

 

Отождествление учебного предмета с профессией.

Например, ученица хорошо пишет сочинения и решает, что её призвание – журналистика. Однако, профессия журналиста предполагает частые поездки, умение вникать в разные сферы деятельности и взаимоотношения людей, а не только написание статей.

 

Отождествление профессии с конкретным человеком.

К примеру, младший брат восхищается старшим - летчиком по профессии. Из любви к брату он тоже решает, что данная профессия его призвание. Но это далеко не всегда соответствует действительности.

Несоответствие состояния здоровья и условий труда по избранной профессии.

Необходимо знать и учитывать особенности организма подростка, условий, в которых придется работать, иначе его может ожидать ухудшение состояния здоровья и разочарование. Ряд профессий предъявляют очень высокие требования к состоянию здоровья, например, хорошее зрение, хороший уровень координации необходимы повару, водителю, машинисту тепловоза и т.д. Для некоторых видов профессиональной деятельности существует ряд строгих медицинских противопоказаний, например, при наличии аллергии на лекарства, пух, шерсть, пыльцу растений – противопоказано работать ветеринаром, садовником, врачом.

Устаревшие представления о характере труда и возможностях профессии.

Незнание динамики развития профессий в связи с техническим прогрессом приводит к ошибкам. Нередко под названием профессии скрыт совершенно новый темп и характер труда. Всегда нужно стремиться узнать именно о современном облике профессии.

Неумение разобраться в себе, своих склонностях, способностях и мотивах.

Помощь в самопознании может оказать психолог, специалисты по профориентации, учителя, родители, специальная литература.

Выбор профессии под «давлением» родителей.

Очень часто родители совершают ошибки, влияющие на правильность профессионального выбора подростка:

- нередко родители активно предлагают, а иногда даже настаивают на выборе варианта, который в силу различных обстоятельств жизни не удалось осуществить им самим, так через ребенка они пытаются реализовать свою мечту;

- часто родительские советы можно объединить под рубрикой - «полезно для семейной жизни»: «Будь врачом - будешь лечить нас и себя», «Становись поваром – хоть готовить научишься» и т.д.;

- еще одно родительское заблуждение – представление о том, что высшее образование, которое непременно должен получить их ребенок, автоматически разрешит проблемы с нахождением удачной и оплачиваемой работы. Особенно печально, когда установка на получение высшего образования столь сильна, что в жертву ей приносятся способности, склонности и реальная оценка ситуации.

Важно, чтобы молодой человек понимал, что желаемый им уровень образования, в данном случае - высший, может быть достигнут и по ступеням: начальное профессиональное образование – техникум, колледж – высшее учебное заведение; как один из вариантов - работа и заочная форма обучения.

Родителям не нужно забывать о потребностях, интересах, способностях своих детей. Можно помогать, но не настаивать, не заставлять.

 

Стратегия выбора профессии

Проанализируйте три основных фактора, влияющих на реализацию профессионального плана.

Первый фактор «Хочу»

Необходимо помочь подростку оценить его интересы и склонности, выяснить, какие профессии ему нравятся, представляет ли он, чем хотел бы заниматься каждый трудовой день.

Второй фактор «Могу»

Познакомьте ребенка с требованиями, которые может предъявить выбранная им профессия. Помогите ему выявить способности и умения, знания и навыки, полученные в школе, рассказать, как можно применить их при овладении выбранной профессии.

Третий фактор «Надо»

Узнайте, будет ли востребована выбираемая профессия на рынке труда. Где можно получить профессиональное образование по избранной специальности.

  • Обозначьте несколько альтернативных вариантов профессионального выбора.
  • Оцените вместе с подростком достоинства и недостатки каждого варианта.
  • Исследуйте шансы его успешности в каждом профессиональном выборе и просчитайте последствия каждого варианта.
  • Продумайте вместе с ребенком запасные варианты на случай затруднения в реализации основного плана.

 

2 этап

Выбор учебного заведения

Итак, после серьезных раздумий и совместных обсуждений профессия выбрана. Следующий шаг – знакомство со структурой учебных заведений города, района, определение уровня получаемого в них образования, правилами сдачи вступительных экзаменов. Для получения информации, необходимо использовать информационные справочники для абитуриентов, встречи с представителями учебных заведений, профориентационные мероприятия, «Дни профориентации», мини-ярмарки, проводимые специалистами центров занятости населения, «Дни открытых дверей», ежегодно организуемые учебными заведениями.

Особого внимания заслуживает вопрос обучения в коммерческих учебных заведениях и обучение на коммерческой основе в рамках государственных учебных заведений.

Вузы, имеющие государственный статус и существующие много лет, реализуют возможность получения профессионального высшего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами.

Абитуриентам, планирующим поступление в негосударственный ВУЗ,

необходимо выяснить:

  • кто является его учредителем?
  • какое время учебное заведение существует на рынке образовательных услуг?
  • имеет ли государственную аккредитацию, которая дает право ведения образовательной деятельности и означает, что работу учреждения проверяла государственная аттестационная комиссия. Комиссия определяет соответствие содержания, уровня и качества обучения требованиям государственного образовательного стандарта и гарантирует студенту по окончании обучения получение диплома государственного образца.

Негосударственный ВУЗ, имеющий лицензию на право ведения образовательной деятельности, выдает диплом государственного образца лишь после того, как учебное заведение осуществит два выпуска студентов.

 

3 этап

Поступление в учебное заведение

Когда вся необходимая информация собрана, шансы оценены и окончательное решение принято, начинается один из самых ответственных моментов – экзаменационная пора. Чем родители могут быть полезны своему ребенку в этот важный период?

Во-первых, абсолютной верой в его силы, возможности и способности. Вместо того, чтобы акцентировать внимание на сложностях и повышенной ответственности экзаменов, необходимо сосредоточиться на позитивных моментах подготовки: возможности систематизировать знания, сделать понятными неясные вопросы и т.п.

Во-вторых, в некоторых случаях полезно просто не мешать и не пытаться активно руководить процессом подготовки. Вовремя подготовленный ужин или совместная прогулка могут оказаться полезнее нравоучений.Поверьте, Ваш ребенок осознает значимость ситуации не меньше, чем Вы, так как он в определенной мере несет ответственность за результат».

В-третьих, если поступление в этом году не состоялось, не спешите обрушивать на голову ребенка поток своих сожалений и обвинений. Нужно совместно разобраться в причинах неудачи, определить «слабое звено», провести работу над ошибками, скорректировать планы.

Важно, чтобы ребенок был уверен в том, что неудача не умаляет его человеческого достоинства, а процесс подготовки можно совершенствовать и добиваться положительного результата.

Чтобы сохранить высокую работоспособность, надо уметь отдыхать. Помогите ребенку организовать свой рабочий день, эффективно чередуя время занятий и отдыха.

Первое, что необходимо знать - это физиологические подъемы и спады, т.е., когда усталость объективно обусловлена - нужно выделить время для отдыха и определить наиболее благоприятное время для занятий.

Существуют регулярные колебания дневной работоспособности:

  • физиологические подъемы: 5 ч., 11 ч., 16 ч., 20 ч., 24 ч.
  • физиологические спады: 2 ч., 9 ч., 14 ч., 18 ч., 22 ч.

К сожалению, ни один человек не может избежать чувства усталости и

состояния напряжения. Но уменьшить его, сделать легко переносимым можно и нужно.

Для снятия напряжения незаменима вода. Можно посоветовать уставшему ребенку встать под душ с теплой водой и расслабиться. Предложить мысленно выполнить упражнение: «Представь, что поток воды уносит с собой твою усталость и напряжение, почувствуй облегчение, сделай напор воды более сильным, а саму воду более прохладной. Теперь ощути, как каждая струйка наполняет твое тело энергией и силой».

Для обретения уверенности и силы могут помочь «ресурсные образы»: «Попробуй вспомнить или придумать место, где тебе хорошо и спокойно. Это может быть картина цветущего луга, берега моря, поляны в лесу и т.п. Представь, что ты находишься именно в этом месте, ощущаешь запахи, слышишь шелест травы или шум волн, видишь голубое небо! Представь, что все это твое и может быть доступно тебе в любое время».

И последнее, организуйте своему ребенку в период подготовки к экзаменам регулярное 3-х – 4-х разовое питание. Именно в этот период в рационе особенно важны овощи и фрукты. Нужно заменить конфеты и булочки на яблоки, гранаты, орехи, изюм. Очень благотворно на работу мозга влияет фосфор, т.е. употребление рыбы, сыра, бобовых, молочных продуктов. Теплое молоко с медом перед сном действует лучше всякого снотворного. Вместо кофе и чая лучше пить соки, компоты или молоко.

 

 

В этом поиске родители – самые надежные и верные помощники!

Просмотров: 13 | Добавил: Илья_Кучеренко | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar